«О дева-роза, я в оковах…» А. Пушкин
* * * О дева-роза, я в оковах;
Но не стыжусь твоих оков:
Так соловей в кустах лавровых,
Пернатый царь лесных певцов,
Близ розы гордой и прекрасной
В неволе сладостной живет
И нежно песни ей поет
Во мраке ночи сладострастной.
Осень 1824 г.
Анализ стихотворения Пушкина «О дева-роза, я в оковах…»
Уподобление женской красоты прекрасному цветку стало хрестоматийным еще у пушкинских предшественников. К традиционной символике розы нередко обращается автор-лицеист. Совершенствуя стилистику, в дальнейшем поэт сближает два образа, избавляясь от сравнительных оборотов, которые играют связующую роль. Появляется лаконичная и выразительная конструкция, в которой «роза» становится приложением к лексеме «дева».
Возвышенную характеристику автор адресовал разным лирическим героиням, молодым современницам, встреча с которыми вызвала порыв вдохновения. Анализируемый текст обращен к Евпраксии Вульф, в ту пору озорной, юной и стройной Зизи.
«О дева-роза» фактически датирована осенью 1824 г., хотя автор поместил ее в число произведений 1820 г. Готовя стихотворение к первой публикации, Пушкин добавил к нему подзаголовок «Подражание турецкой песне».
Идейную основу стихотворения составил распространенный восточный сюжет, главными героями которого выступают соловей и роза. Аллегорической картине с ориентальным колоритом предшествует искреннее признание субъекта речи, уподобляющее любовное увлечение оковам. Сердечные узы не тяготят и не смущают героя.
О внутреннем состоянии влюбленного сообщается посредством развернутого сравнения, занимающего основную часть текста. Образ великолепной «гордой» розы статичен, и по этому признаку он контрастирует с деятельным соловьем. Персонажу, обозначенному перифразом «пернатый царь» среди певчих птиц, достаточно быть «близ розы». Факт ее присутствия порождает прилив вдохновения: в темпераментной атмосфере темной южной ночи раздаются нежные звуки соловьиных песен. Привязанность птицы обозначена лексемой «неволя», негативные коннотации которой ослаблены при помощи эпитета «сладостная». Влюбленный герой осознает и принимает свою зависимость от избранницы – особенности психологического состояния лирического субъекта иллюстрируются выразительной аллегорией.
В мотивной системе мадригала, организующей интонационный строй стихотворения, улавливается элемент игры, добродушной шутки. Последний неизменно присутствовал в дружеских отношениях Пушкина с обитателями Тригорского. Юной выдумщице Зизи автор адресовал то восторженные поэтические отзывы, то «взрослые» наставления в духе «Если жизнь тебя обманет…» Обилие хрестоматийных образов – своеобразный индикатор, позволяющий дополнить ироническими интонациями традиционную трактовку любовной темы.