«Одиночество» М. Лермонтов
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы:
Никто не хочет грусть делить.Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждёт; что ж медлить над землей?Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём…
1830 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество»
Стихотворение «Одиночество» написано в 1830 году. Этот год был знаковым в судьбе молодого Лермонтова: находясь в пансионе, вдали от дома, он пережил большую личную драму, а противоречия между отцом и бабушкой, тяжело отразившиеся на юноше, в этот период достигли своего пика.
Борьба за влияние на Михаила отвлекала родственников от того, что творилось на душе впечатлительного болезненного мальчика, рано лишившегося матери. Этим объясняются мотивы горечи, разочарования и смерти, сквозящие в стихотворении и довольно неожиданные в устах шестнадцатилетнего юноши.
Тон стихотворения «Одиночество» и набор художественных выразительных средств, избранных поэтом, вполне отражают психологическое состояние автора того времени, это:
- инверсия – «жизни сей», «нам в одиночестве влачить (переносить, терпеть)», «грусть делить», «один я здесь» – такой прием, помимо формирования ритмики стиха, интонационно выделяет последнее, значимое слово каждой фразы;
- метафоры – «жизни оковы», «страданья в сердце стеснены» – позволяют добиться фотографической точности изображения явлений при минимуме слов;
- антонимы – «веселье – грусть», «смерть – рождение», «все готовы – никто не хочет», «уходят – приходят» – автор использует, чтобы показать, что переменчивость бытия никак не сказывается на его судьбе, настроении, установках;
- эллипсис – «делить веселье все готовы – (но) никто не хочет…» – одновременно оформляет антитезу;
- сравнения – «я, как царь воздушный (невидимый, бесплотный)», «уходят, будто сны» – отражают эфемерность собственных чувств, их ничтожность для других людей;
- эпитеты – «воздушный царь», «позлащенная (позолоченная, видоизмененная, приукрашенная), но старая (прежняя) мечта», «гроб (в значении «могила») уединенный (одинокий)» – отражают тщету ожиданий, жизненных планов, трагическую предопределенность жизни автора;
- олицетворения – «страданья стеснены», «года уходят послушно», «он (гроб) ждет» – создают яркие, зримые образы, впечатляющие читателя;
- антитеза – «позлащенной, но …старою»… – отражает не только разочарование, но способность одаренного юноши к анализу;
- синекдоха – «гроб ждет», «делить веселье», «делить грусть» – отражает глубокое, поистине «космическое» одиночество поэта: ведь «веселье» и «грусть» в контексте речи – это состояние его души;
- риторический вопрос – «…что ж медлить?..»;
- оксюморон – «веселиться о смерти» – является явным преувеличением, которое свидетельствует о глубокой психической травме, причиненной молодому поэту внутрисемейной враждой, заложником которой он оказался;
- синтаксический параллелизм – «и вижу…, как уходят…», «И вновь приходят…», «и вижу гроб…», «и будут веселиться…» – отражает монотонность и неизменность уклада жизни, которую ведет автор, и который наверняка продолжится после его смерти;
- умолчание – «…чем о рождении моем…» – герой предлагает читателю поразмыслить о том, какие еще последствия вызовет его смерть;
- кольцо – «Делить веселье… грусть делить» – выделяет ключевое слово делить: поэту есть, чем поделиться, но не с кем.
Ряд оборотов требует пояснения: «никто не покрутится» – не позаботится, не попытается предотвратить беду, утешить, «медлить над землей» – продлевать земное существование.
Лирический герой, ассоциированный с автором, явно подумывает о том, чтобы прервать унылую, безрадостную, полную горя и недопонимания жизнь. Об этом свидетельствует соответствующая лексика: «страшно, одиночество, страданья, судьба, гроб, смерть». В этом трагическое проявление юношеского максимализма, который поэт пронес сквозь свою короткую и яркую жизнь.