Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Дмитриев

«Орёл, Кит, Уж и Устрица» И. Дмитриев

     Орел парил под облаками,
Кит волны рассекал, а Уж полз по земли;
     И все, что редкость между нами,
     О том и думать не могли,
Чтоб позавидовать чужой на свете доле.
Однако говорить и мыслить в нашей воле,
И Устрица моя нимало не винна,
     Что, глядя на того, другого,
     Восстала на судьбу она.
«Возможно ль! – думает, – неужель никакого
Таланта не дано лишь только мне одной?
     Дай полечу и я!.. Нет, это дар не мой;
     Дай поплыву!» – Всё и́дет хило.
«Хоть поползем». – Не тут-то было!
А что и этого досаднее сто раз:
        Подкрался водолаз,
     Который, видно, что подслушал,
Схватил ее, да в рот, и на здоровье скушал.
        Вот так-то весь наш век
     В пустых желаньях погибает,
        И редкий человек
     Доволен участью бывает.
«Изрядно, но… авось и лучшее найду».
     А смотришь: и нашел беду!

<1795>
И. И. Дмитриев «Полное собрание стихотворений. Стихотворения. Часть вторая». Раздел «Басни. Книга первая».

Анализ, мораль басни И. И. Дмитриева «Орел, Кит, Уж и Устрица»

Басня увидела свет в 1795 году. Простенькая по форме басня с громоздким названием имеет глубокое философское наполнение. Поэтическая суть произведения – это глубокая мысль о том, что в погоне на несбыточной мечтой можно лишиться того, что имеешь, а возможно – и самой жизни; убедительное подтверждение тезиса «хорошее – враг лучшего».

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «чужой на свете доле», «Устрица моя», «восстала она», «подкрался водолаз», «доволен бывает», «полечу я», «дар не мой», обусловленную требованиями рифмовки;
  • метафору – «волны рассекал», «погибает в желаньях»;
  • ряды однородных членов предложения – «говорить, мыслить», «подкрался, схватил, скушал», «того, другого»;
  • риторические восклицания – «Возможно ль!», «Дай полечу и я!…», «Дай поплыву!», «Не тут-то было!», «… авось и лучшее найду!», «…и нашел беду!» – придают изложению эмоциональность;
  • риторический вопрос – «…неужель никакого таланта не дано …?» – отражает ущербность Устрицы – она не может смириться со своей незначительностью;
  • эпитет – «пустые (неосуществимые, ничтожные, незначимые) желанья»;
  • олицетворение – «век погибает» – под словом «век» здесь подразумевается преходящая человеческая жизнь, краткий период его существования, а глагол удачно подчеркивает необратимость времени;
  • лексику высокого стиля – «участь»;
  • разговорную лексику – «авось (может быть)»;
  • устаревшую форму слова – «нимало» – «нисколько»;
  • устаревшую падежную форму – «по земли» – она обусловлена поэтической традицией эпохи;
  • необычные ударения – «иʹдет хило», «не виннаʹ», которые автор вводит для соблюдения стихотворного размера;
  • синтаксический параллелизм – «Дай полечу», «Дай поплыву» – иллюстрирующий ограниченность мышления устрицы, ее предсказуемость;
  • эллипсис – «да (сунул) в рот», «досаднее (в) сто раз», делающий изложение лаконичным;
  • гипербола – «досаднее сто раз»;
  • контекстуальные антонимы – «лучшее – беда», оформляющие антитезу;
  • контекстуальные синонимы – «доля, участь, судьба», позволяющие избежать тавтологии;
  • дословное цитирование речи Устрицы позволяет проследить за ходом мысли этого персонажа.

Ряд слов и выражений требует пояснения. Слово «водолаз» употребляется не в современном его значении: автор имеет в виду случайно оказавшегося поблизости купальщика или ныряльщика; «изрядно» – значит «хорошо, отлично», «редкий человек» – «не часто или мало встречающийся человек».

Композиционно басня делится на две части: описание ситуации и выведенную из нее мораль. Основные образы басни – животные, обитающие в трех стихиях – воздухе, земле и воде. Думается, это не случайно: автор придает своему посылу всеобъемлющий характер, подчеркивает, что таланты человека развиваются при определенных условиях, в определенной среде. И не случайно животным противопоставляется неразборчивая в еде неподвижная Устрица, ведущая прикрепленный образ жизни. Образ Устрицы – аллегория на завистливых тщеславных людей, которым нелегко смириться с собственной посредственностью, принять себя такими, каковы они есть.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Дмитриева
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах