Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Секреты поэзии классиков

Писал ли Лермонтов «Прощай, немытая Россия…»?

Михаил Лермонтов является одним из наиболее известных русских поэтов, к которому всеобщее признание пришло еще при жизни. В его многогранном творчестве сочетались острые проблемы общества с философскими мотивами и личностные переживания. Вокруг стихотворения «Прощай, немытая Россия…» до сих пор ведутся бурные споры: одни утверждают, что авторство бесспорно принадлежит Лермонтову, другие такую вероятность отметают.

История создания и первые публикации

Обстоятельства написания стихотворения в точности не известны. Относительно даты рождения произведения бытует два мнения:

  • Май 1840 года – период отъезда писателя в ссылку на Кавказ.
  • Апрель 1841 года, тогда Лермонтову вручили предписание, согласно которому он должен был покинуть Петербург.

Известность данное стихотворение приобрело только спустя более 30 лет после смерти поэта. При жизни автора произведение нигде не публиковалось.

Позиция противников авторства Лермонтова

Одним из первых сомнение в подлинности «Прощай, немытая Россия…» в 1989 году озвучил филолог С. А. Андреев-Кривич. Тогда же подробную статью написал писатель и публицист В. С. Бушин. В 2004 году известный литературовед М. Д. Эльзон высказал предположение, что произведение не мог написать Лермонтов и в этом его поддержал знаменитый ученый Н. Н. Скатов.

Аргументы против признания за Лермонтовым авторства стихотворения:

Отсутствие автографа. Таких произведений много, но в оговариваемом случае отсутствуют и всякие косвенные доказательства авторства. Нет никаких данных, что поэт читал это произведение или упоминал где-нибудь его. Нет ни одного человека, который бы оставил воспоминания об этом стихотворении. Отсутствуют рукописи стихотворения, датировавшихся ранее 1873 года.

Источник появления текста под вопросом. Литературное произведение «Прощай, немытая Россия…» первый раз было замечено в письме П. И. Бартенева, адресованному П. А. Ефремову в 1873 году с пометкой: «списано с подлинника», еще одно такое послание тот же Бартенев отправил Н. В. Путяте примерно в это же время с похожей припиской: «с подлинника руки Лермонтова».

В 1890 году Бартенев обнародовал уже третью версию стихотворения в журнале «Русский архив» с пометкой: «записано со слов поэта современником».

В 1887 году П. Висковатов поместил в журнале «Русская старина» этот же вариант с изменением одного слова – «вождей», при этом указаний на источник не было.

Автограф Лермонтова, на который опирается Бартенев в своих письменах, по каким-то причинам не сохранился. Более того, он никому не сообщал, где видел автограф, у кого хранился и т. п.

Практически каждое упоминание стихотворения связано с Бартеневым. И тут полно разногласий: во всех письмах он ссылается на автограф Лермонтова, который никто не видел, а в публикации указывает на «феноменальную память» неизвестного современника, спустя 50 лет позволившую повторить этот «неведомый шедевр».

До сих пор в связи с этим возникает несколько вопросов: что за современник записал стих, судьба подлинника, был ли он вообще? Ни на один вопрос до наших времен ответа нет.

Текст систематически редактировался. Возникают и подозрения относительно многочисленных расхождений всех вариантов «Немытой России», правок явно многовато для 8 строк. Ученые считают, что отличия не случайны. С каждой последующей редакцией стих совершенствуется с литературной точки зрения. Например, первоначальное «его невидящего глаза, его неслышащих ушей» изменено на более подходящее «его всевидящего глаза, его всеслышащих ушей».

Фраза «прощай немытая Россия» включает в себя очевидный анахронизм: «немытая».

Использование слова «немытая» в переносном смысле для первой половины 19 века немыслимо. Ни одного случая такого употребления неизвестно.

Смысловая нагрузка стихотворения нехарактерна для великого писателя Лермонтова.

Патриотизм поэта никто не подвергает сомнению, ведь он является автором таких произведений, как «Бородино», «Родина» и др. Да, взаимоотношения автора и власти не всегда были безоблачными, но он никогда не распространял свое отношение к правящим на всю страну в целом.

Наличие в тексте логических противоречий. Исходя из содержания стихотворения, Лермонтов пытается укрыться «за стеной Кавказа». Но поэт уезжал на Северный Кавказ, то есть не пересекал его границу.

Настоящий автор, по мнению некоторых ученых

Д. Д. Минаев – яркий представитель сатирико-социальной поэзии 1860-ых годов. Он активно выступал против дворянской культуры. Стоит сказать, что Лермонтова и его творчество, сатирик систематически пародировал.

Не совпадение, что пародия «Прощай, немытая Россия…» всплыла именно в 1873 году. Есть немалая вероятность, что именно тогда она была создана Минаевым. Убедительным является предположение кандидата исторических наук Г. А. Клеченова, что это скорее пародия на пушкинское «К морю».

В спорном восьмистишии присутствуют все особенности пародии: несоответствие стиля и тематического материала; снижение, дискредитация стилизуемого объекта и даже всего художественно-идеологического комплекса оригинала, миросозерцания поэта в целом.

Еще один претендент на авторство стихотворения – сам Бертенев, который впервые сообщил о стихотворении и об утраченном подлиннике П. А. Ефремову. Ученые высказывают предположение, что стихотворение написал именно Бертенев. Не спроста известный, ныне покойный, библиограф М. Эльзон считал стихотворение мистификацией самого Бартенева.

Доводы сторонников авторства Лермонтова

Первый довод. Слово «немытая» в стихотворении не принадлежит поэту, поскольку первыми публикаторами текста был плохо разобран доступный им автограф произведения, в будущем утраченный. Специалисты высказывают гипотезу, что там было написано слово «немотная» (немая).

Второй довод. Стихотворение вдохновило М. Цветаеву, К. Бальмонта и др. авторов, повлияв на их творчество. То есть, многие писатели считали стихотворение подлинным, значит авторство принадлежит Лермонтову.

Третий довод. Использование формы восьмистишия, характерно для творчества Лермонтова. Пастернак считал 8 строк идеальной формой стихотворения. Однако восьмистишье – одна из характерных форм едва ли не для всех поэтов.

На самом деле история запутанная. Есть множество гипотез, которые опровергают авторство великого поэта, есть и подтверждающие. Каждый человек сам для себя решает, какие доводы являются более весомыми. Как ни крути, споры вокруг этой темы будут продолжаться до тех пор, пока не найдется рукопись «Немытой России».


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах