«Поэт (Пока не требует поэта…)» А. Пушкин
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
<1827>
Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»
Стихотворение «Поэт» было написано А. С. Пушкиным в 1827 году в Михайловском, куда поэт в конце июля «бежал» из Петербурга. Произведение содержит рассуждения автора об особом назначении поэта, о высокой гражданственности творчества вообще и поэзии в частности. Без знания древнегреческой и древнеримской мифологии бывает трудно понять глубокий смысл поэтических произведений Пушкина. Аполлон является покровителем искусств, богом, которому возносили приношения, поэтому требование жертвы синонимично призыву выполнять долг творчества.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом и по смыслу явно делится на две части. В первой описана жизнь поэта в отсутствие божественной искры, вдохновения – его душа спит, не исполняя своего предназначения. Не случайно автор употребляет наречие «малодушно». Во второй части описано, что происходит, когда метафорический голос бога – «божественный глагол (слово)» – призывает его к великому служению отечеству, исполнению долга как гражданина и творца.
К средствам художественной выразительности, которые использует автор, относятся многочисленные эпитеты: «суетный след», «священная жертва», «хладный сон», «ничтожные дети» (синоним слову «бесполезные»), «божественный глагол», «широкошумные дубровы». И первая, и вторая части содержат олицетворения – «лира молчит», «душа вкушает», «душа встрепенется». Автор использует перенос значения – «он погружен», меткое сравнение – «встрепенется, как пробудившийся орел» , метонимию – «забавы мира», «дети мира». Заметим, что слово «мир» здесь употребляется в значении «общность людей».
Стихотворение содержит пушкинское понимание характера творческой личности – умение дистанцироваться от обыденности, буквально бежать от нее. По мнению автора, настоящий творец сосредоточен на сбережении своего таланта, сохранении той самой божественной искры. Он живет с своем, особом мире и всегда отстраненно относится к происходящему – «звуков и смятенья полн». Он не ищет милости и покровительства сильных мира сего. А оборот «людской чуждается молвы» означает непредвзятость, равнодушие к лести и так называемому общественному мнению.
Несомненно, для Пушкина творчество имеет сакральный смысл, это подтверждает особенная риторика. Автор использует эпитет «святая лира», называет творения поэта «священной жертвой». В неисполнение своего предназначения поэт, наделенный даром творить, оказывается даже ничтожней, чем другие люди.