Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализы стихотворений

«Песня мира» А. Ахматова

«Песня мира» Анна Ахматова

Качаясь на волнах эфира,
Минуя горы и моря,
Лети, лети голубкой мира,
О песня звонкая моя!
И расскажи тому, кто слышит,
Как близок долгожданный век,
Чем ныне и живет и дышит
В твоей отчизне человек.
Ты не одна – их будет много.
С тобой летящих голубей, –
Вас у далекого порога
Ждет сердце ласковых друзей.
Лети в закат багрово-алый,
В удушливый фабричный дым,
И в негритянские кварталы,
И к водам Ганга голубым.

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня мира»

Произведение вошло в поэтический цикл «Слава миру», опубликованный в 1950 г. Выходу наиболее противоречивой части ахматовских творений предшествовали трагические события в жизни автора: спровоцированная советскими чиновниками травля в писательских кругах, арест сына и бывшего гражданского мужа. Отчаяние и страх за близких подвигли поэтессу совершить жест лояльности к сталинскому режиму – создать произведения в духе, традиционном для советской пропагандистской лирики. Ахматова всегда стыдилась собственных стихотворных славословий в адрес власти и запрещала зарубежным издателям публиковать цикл в полном объеме.

Подобное авторское отношение распространялось и на «Песню мира», которая заслужила репутацию спорного и «нелюбимого» творения. Жанровая принадлежность стихотворения, определенная заглавием, соответствует сложившимся канонам. Первые десятилетия строительства нового общества ознаменовались массовым песенным движением. Яркий пример следования традиции – популярная «Песня о Родине», созданная Лебедевым-Кумачом за 14 лет до ахматовского варианта. Перекличка двух произведений обнаруживается и на лексическом уровне: «так вольно дышит человек» в первом из текстов, во втором – «и живет и дышит… человек».

«Звонкая» и радостная песня лирической героини сравнивается с «голубкой мира» – образом, который полностью вписывается в художественные каноны, одобренные властью. В «Гимне мира» Матусовского, появившемся в первую половину 50-х гг., сходную миссию несет образ «белого голубка». Его свободный и смелый полет символизирует грядущую победу сплоченных «сил мира и труда».

Кому адресуется музыкальное послание героини, поддержанное жизнерадостными голосами других соотечественников? «Ласковым друзьям» советской страны, угнетенным и трудолюбивым народам. В стихотворном тексте возникают четыре вполне ожидаемых адреса. Наиболее неопределенными являются характеристики первых двух. Намек на неблагополучие людских судеб достигается за счет отрицательных тревожных коннотаций оттенка «багрово-алый». Колористическая деталь лаконичного пейзажа служит намеком, отголоском выразительности, присущей истинному ахматовскому стилю. Следующие слушатели музыкального обращения лирического «я» – труженики и обитатели рабочего предместья, вынужденные вдыхать «удушливый дым» капиталистической фабрики. В двух последних определениях лидируют указания на расовые признаки. В случае с чернокожими бедняками об этом сообщается напрямую, с жителями Южной Азии – опосредованно, при помощи топонима.

Метки:


loading...

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Мандельштам; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах