Как писать стихи

«Путь» А. Белый


«Путь» Андрей Белый

Измерили верные ноги
Пространств разбежавшихся вид.
По твердой, как камень, дороге
Гремит таратайка, гремит.

Звонит колоколец невнятно.
Я болен — я нищ — я ослаб.
Колеблются яркие пятна
Вон там разоравшихся баб.

Меж копен озимого хлеба
На пыльный, оранжевый клен
Слетела из синего неба
Чета ошалелых ворон.

Под кровлю взойти да поспать бы,
Да сутки поспать бы сподряд.
Но в далях деревни, усадьбы
Стеклом искрометным грозят.

Чтоб бранью сухой не встречали,
Жилье огибаю, как трус,—
И дале — и дале — и дале —
Вдоль пыльной дороги влекусь.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Путь»

Произведение «Путь» было создано русским поэтом Андреем Белым в 1906 году и вошло в раздел «Горемыки» сборника «Пепел». Впервые стихотворение напечатал журнал «Весы» в номере 8 в составе цикла «Одинокие». Однако, читая это стихотворение, трудно представить, что оно принадлежит перу символиста. В нём почти нет таинственных образов, побуждающих с головой окунуться в их расшифровку. По духу «Путь» скорее напоминает полные печали и горечи произведения Н. А. Некрасова. И всё же в стихотворении содержатся символы, которые мы попытаемся разгадать.

Прежде чем приступить к изучению смысловых особенностей произведения, рассмотрим его структуру. Стихотворение состоит из пяти четверостиший, которые имеют единый размер – амфибрахий, и перекрёстную рифму (abab). Основные приёмы, применяющиеся в произведении, – это градация («Я болен – я нищ – я ослаб»), рефрен («И дале – и дале – и дале»). Отдельно следует упомянуть аллитерацию, создающую в нужных местах эффект погружения читателя в мрачную атмосферу стихотворения.

Первые же строки «Пути» помещают лирического героя и читателя в самое сердце русской земли. «Пространств разбежавшихся вид» – так характеризует поэт бескрайний простор своей родины, и мы чувствуем, как прямо под нашими ногами возникают бесчисленные тропы, ведущие в самые дальние уголки страны.

Постепенно окружающий мир наполняется деталями. Неслучайно первой из них становится дорога. Поэт здесь применяет аллитерацию. В повторяющихся гулких «г», «д», «к» мы можем услышать стук колёс телеги о сухую колею. Андрей Белый использует красноречивое сравнение – «твёрдая, как камень, дорога», которое показывает, как безжизненна, равнодушна она по отношению к тем, кто ступает по ней.

В тексте стихотворения мы можем встретить яркие эпитеты, описывающие природу («пыльный, оранжевый клён», «ошалелые вороны», «синее небо»), которые соседствуют со скудными невнятными характеристиками человеческой жизни. Фигуры женщин для автора – всего лишь пятна, а окна жилищ напоминают вражеские бойницы грозным блеском своих стёкол. Неудивительно, что лирический герой («я» самого поэта) избегает их и обходит стороной, несмотря на усталость и болезнь.

В этом стихотворении чувствуется враждебность поэта по отношению к суровой, порой жестокой крестьянской жизни. Действительно, в серых трудовых буднях сердца людей порой делаются чёрствыми, твёрдыми, как камень на обочине. Люди, занятые тяжёлым трудом, не находят места в своей душе для красоты природы, которой восхищается автор. Потому-то он и бредёт одинокий по дороге, которая является выразительным символом самой жизни.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах