«Расплата» Н. Рубцов
Я забыл, что такое любовь,
И под лунным над городом светом
Столько выпалил клятвенных слов,
Что мрачнею, как вспомню об этом.И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду…Поздно ночью откроется дверь,
Невеселая будет минута.
У порога я встану, как зверь,
Захотевший любви и уюта.Побледнеет и скажет: – Уйди!
Наша дружба теперь позади!
Ничего для тебя я не значу!
Уходи! Не гляди, что я плачу!..И опять по дороге лесной
Там, где свадьбы, бывало, летели,
Неприкаянный, мрачный, ночной,
Я тревожно уйду по метели…
Анализ стихотворения Рубцова «Расплата»
Датированная началом 60-х гг., «Расплата» претерпевает изменения спустя восемь лет после создания. Отредактированный автором стихотворный текст получает новое звучание. Исследователи связывают произведение с противоречивыми отношениями поэта и его роковой музы – Людмилы Дербиной.
Интересно проследить за временными планами, задействованными автором в «Расплате». Если в первой строфе преобладают глаголы прошедшего и настоящего времени, то в остальных частях стихотворения речь идет о будущем: «уеду», «встану», «побледнеет». Лирическое повествование приобретает вид пророчества: герой предсказывает себе одинокое будущее, темное и бесприютное.
Произведение начинается с броской фразы: герой заявляет о забытой им сущности любви. Если в зачине и проглядывают элементы рисовки, они быстро уходят, давая место сожалению. Лирического героя мучат воспоминания о ссоре с любимой женщиной и скоропалительных «клятвенных словах», сгоряча сорвавшихся с языка. К первоначальному «забыл» присоединяется антонимичное «вспомню»: эта пара завершает размышления о проступке и раскаянии.
Герой тяготится одиночеством и неустроенностью. Он готов вернуться и загладить свою вину, но полагает, что извинения напрасны и не приведут к примирению. Моделируется вероятная картина: стоя на пороге, герой «слышит» энергичную речь и слезы когда-то близкой женщины. Эмоциональный накал передается системой художественных приемов: перекрестная рифма меняется на более динамичную смежную, изобилуют восклицательные знаки и появляются глаголы повелительного наклонения.
Образ волка, одинокого грозного хищника, является ключевым в произведении. Первый намек на него возникает в начальных строфах: «по следу» лирического героя идет «безобразье». В третьей строфе появляется прямое сравнение со зверем. Не все еще потеряно: любовь и понимание могут спасти ситуацию, однако энергичная женская отповедь исключает эту возможность. Лирический герой сближается с образом волка настолько тесно, что в финале отождествляет себя, «неприкаянного» и «мрачного», с хищником. Усиливает эффект упоминание о свадьбах, случавшихся на «дороге лесной»: это намек на волчий гон, который начинается на исходе зимы.
Лишившись любви-дружбы, лирический герой испытывает духовную опустошенность и одиночество, которые становятся тяжелой расплатой за ссору и предательство высокого чувства.
Автор: Николай Рубцов