Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Расплата» Н. Рубцов

Я забыл, что такое любовь,
И под лунным над городом светом
Столько выпалил клятвенных слов,
Что мрачнею, как вспомню об этом.

И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду…

Поздно ночью откроется дверь,
Невеселая будет минута.
У порога я встану, как зверь,
Захотевший любви и уюта.

Побледнеет и скажет: – Уйди!
Наша дружба теперь позади!
Ничего для тебя я не значу!
Уходи! Не гляди, что я плачу!..

И опять по дороге лесной
Там, где свадьбы, бывало, летели,
Неприкаянный, мрачный, ночной,
Я тревожно уйду по метели…

Анализ стихотворения Рубцова «Расплата»

Датированная началом 60-х гг., «Расплата» претерпевает изменения спустя восемь лет после создания. Отредактированный автором стихотворный текст получает новое звучание. Исследователи связывают произведение с противоречивыми отношениями поэта и его роковой музы – Людмилы Дербиной.

Интересно проследить за временными планами, задействованными автором в «Расплате». Если в первой строфе преобладают глаголы прошедшего и настоящего времени, то в остальных частях стихотворения речь идет о будущем: «уеду», «встану», «побледнеет». Лирическое повествование приобретает вид пророчества: герой предсказывает себе одинокое будущее, темное и бесприютное.

Произведение начинается с броской фразы: герой заявляет о забытой им сущности любви. Если в зачине и проглядывают элементы рисовки, они быстро уходят, давая место сожалению. Лирического героя мучат воспоминания о ссоре с любимой женщиной и скоропалительных «клятвенных словах», сгоряча сорвавшихся с языка. К первоначальному «забыл» присоединяется антонимичное «вспомню»: эта пара завершает размышления о проступке и раскаянии.

Герой тяготится одиночеством и неустроенностью. Он готов вернуться и загладить свою вину, но полагает, что извинения напрасны и не приведут к примирению. Моделируется вероятная картина: стоя на пороге, герой «слышит» энергичную речь и слезы когда-то близкой женщины. Эмоциональный накал передается системой художественных приемов: перекрестная рифма меняется на более динамичную смежную, изобилуют восклицательные знаки и появляются глаголы повелительного наклонения.

Образ волка, одинокого грозного хищника, является ключевым в произведении. Первый намек на него возникает в начальных строфах: «по следу» лирического героя идет «безобразье». В третьей строфе появляется прямое сравнение со зверем. Не все еще потеряно: любовь и понимание могут спасти ситуацию, однако энергичная женская отповедь исключает эту возможность. Лирический герой сближается с образом волка настолько тесно, что в финале отождествляет себя, «неприкаянного» и «мрачного», с хищником. Усиливает эффект упоминание о свадьбах, случавшихся на «дороге лесной»: это намек на волчий гон, который начинается на исходе зимы.

Лишившись любви-дружбы, лирический герой испытывает духовную опустошенность и одиночество, которые становятся тяжелой расплатой за ссору и предательство высокого чувства.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.

У Пушкина было 5 дуэлей, собирался вставать к барьеру не менее 30 раз. https://pishi-stihi.ru/skolko-duelej-bylo-u-pushkina.html


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах