Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Родная деревня» Г. Тукай

Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.

Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде,
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу, – ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я, –
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Перевод В. Тушновой.
1909 г.

Анализ стихотворения Г. М. Тукая «Родная деревня»

Проживший короткую яркую жизнь Габдулла Тукай считается одним из основоположников татарского литературного языка. Стихотворение «Родная деревня» было написано в 1909 году подающим большие надежды молодым поэтом. Произведение является трогательным признанием в любви своей малой родине. Примечательно, что проведший тяжелое полуголодное детство человек отзывается о родных краях светло и благодарно.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «стоит деревня», «на горке некрутой», «с водой студеной», «люблю я», «в краю моем», «услышал я», «путь тяжелый весь», «запомнились событья», «шагал я», «ждет дорога», «что б ни делал я»;
  • олицетворения – «дорога ждет», «деревня стоит»;
  • фразеологизмы – «подать рукой» – то есть «недалеко, близко», «душой и телом» – то есть «всем существом, совершенно, совсем»;
  • религиозную лексику – «бог», «вдохнул душу (в контексте речи – значит, научил чувствовать свое присутствие, очеловечил)», «Коран (священная книга мусульман)», «пророк (проповедник Божьей воли)»;
  • кольцо – «Нет времени … , забав … нет» – дает возможность выделить ключевое слово – нет ничего, что можно сопоставить по значимости с родным краем; историзм – «соха» – примитивное земледельческое пахотное орудие;
  • эллипсис – «что б ни делал – ты (всегда) в памяти» – сокращает объем текста и обеспечивает гармоническую рифмовку без потери смысла;
  • риторическое восклицание – «Ты в памяти и сердце … !» – передает высоту чувств, которые испытывает автор;
  • однородные члены предложения – «душой, телом», «памяти, сердце», «увидел, смог прочесть», «судьбу, путь» – они позволяют подробнее описать чувства и действия лирического героя, объект его изучения;
  • контекстуальные антонимы – «душа – тело» – символизируют физическое и духовное начала человека;
  • эпитет – «студеная вода» – создает яркий, почти сказочный образ;
  • обращение – «родная сторона» – позволяет создать акцент на адресанте речи – автор описывает места, которые ему приятно вспоминать;
  • анафору – «Мне всё … отрадно (то есть доставляет удовольствие), мне вкус … знаком», которая подчеркивает индивидуальность автора, и то, что воспоминания носят очень личный характер;
  • перифраз – «услышал слова пророка» – значит услышал священные тексты Корана;
  • контекстуальные синонимы – «судьба, путь».

Обилие личных местоимений – они встречаются в каждой строке – делают изложение исповедальным, очень личным, вызывают у читателя глубокое доверие. Очевидно, что талант публициста не ослабил дарования Г. М. Тукая как лирика.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах