Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Поздняя весна» Н. Заболоцкий

Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны,
Поднимается выше и выше
Запоздалое солнце весны.

В розовато-коричневом дыме
Не покрытых листами ветвей,
Весь пронизан лучами косыми,
Бьет крылом и поет соловей.

Как естественно здесь повторенье
Лаконически-медленных фраз,
Точно малое это творенье
Их поет специально для нас!

О любимые сердцем обманы,
Заблужденья младенческих лет!
В день, когда зеленеют поляны,
Мне от вас избавления нет.

Я, как древний Коперник, разрушил
Пифагорово пенье светил
И в основе его обнаружил
Только лепет и музыку крыл.

1948 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Поздняя весна»

Произведение, изображающее несвоевременный, запоздалый приход весенней поры, датировано 1948 г. Зачин посвящен пейзажной зарисовке, в которой ведущие позиции отведены визуальному образу солнечных лучей и осязательной примете естественного света – теплу. Лирический герой наблюдает, как поднимается в небе яркое солнце, освещая и согревая окружающий мир, заждавшийся весны. Желтые оттенки радостной картины разбавляются розовато-коричневыми тонами ветвей деревьев, которые еще не успели обзавестись нежной листвой.

Дымчатый свет первых косых лучей выхватывает из общего фона контуры птицы. Это соловей, вдохновенный певец, с восторгом приветствующий весну. Динамичный образ «малого творения» сопровождается характеристиками птичьего пения – неторопливого, спокойного и гармоничного. Внимание к образам птиц характерно для поэтики Заболоцкого. Героинями «Весны в Мисхоре» становятся синицы – скромные исполнительницы «величайших» и «бессмертных» музыкальных произведений, не требующие награды за свои песни. Более сложный по структуре образ представлен в произведении «В этой роще березовой…» Иволга, обитательница священного леса, выступает пророчицей и верной подругой лирического субъекта.

Звуки соловьиных трелей, естественной музыки весны, порождают обманчивое впечатление: людям кажется, что птица поет именно для них. «Любимые» заблуждения, типичные для наивных сторонников антропоцентризма, развенчиваются в двух последних катренах. Лирический герой ощущает, что праздничная атмосфера весеннего дня обостряет притягательную силу популярных ошибочных мнений.

Идейное содержание финального четверостишия расширяет художественное пространство текста. Герой сравнивает себя с Коперником, вызывая к жизни комплекс культурно-философских аллюзий. Упоминание о «пении светил» восходит к известной античной традиции, провозглашавшей музыкально-математическую модель как основу мироустройства. Интересно, что поэт противопоставляет коперниковское учение убеждениям последователей Пифагора, хотя польский ученый не считал себя оппонентом пифагорейцев. Напротив, убежденный сторонник гелиоцентризма расценивал их взгляды как предтечу собственной теории.

Разрушая умозрительные построения о музыке сфер, герой анализируемого текста указывает на источник, породивший популярное античное учение. Им становится живая природа, вечную силу которой символизирует соловей.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах