«В этой роще берёзовой…» Н. Заболоцкий
* * * В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, –
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка, –
Встанет утро победы торжественной
На века.
1946 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «В этой роще березовой…»
Военная тема в наследии Заболоцкого приобретает философское звучание, выводящее лирическое повествование за рамки исторической конкретики. Прохожий с солдатским мешком, герой одноименного текста, минует кладбище – место «дивного покоя», поражающее и смущающее души живых величественной простотой. Произведение «Противостояние Марса» обращено к «звезде зловещей», ставшей предвестницей войны. Планета подобна ожесточенному духу, внимательно следящему за нестерпимыми страданиями землян.
О безумии и антигуманности войны говорится в анализируемом стихотворении, датированном 1946 г. Оно открывается пейзажной зарисовкой. Светлое пространство березняка наполнено мягким розовым светом и нежным шелестом обильной листвы, которая сравнивается с «прозрачной лавиной». Сюда не доносятся отзвуки человеческих мучений. Живым символом гармоничного мира является подвижная яркая иволга. Желая услышать ее пение, герой обращается к птице, образ которой выступает в качестве лирического адресата. По мысли субъекта речи, скромная песня лесной «отшельницы», похожая на «бедную» заутреннюю службу, станет завершающим компонентом пейзажа, поддержит задумчивое настроение лирического «я».
Спокойную картину «свежести утренней» безжалостно уничтожает военный вихрь. Автор подчеркивает тотальный характер катастрофы: ядерный взрыв сметает дома, место скрывшейся в испуге птицы занимают зловещие образы войн, машущих крылами. Постепенно проступает пейзаж, характерный для новой реальности. Его доминанты – страшные «руины смерти», взрывы, черный камыш.
После долгих поисков субъекту речи удается разглядеть иволгу. Символическая структура ее образа обогащается новым значением: птица отождествляется с верной подругой, провожающей воина на бой. «Смертельное» облако трактуется как мрачное предвестие, касающееся судьбы героя.
Даром предвидения наделяется и лирический субъект, который прогнозирует в двух последних строфах подробности собственной гибели. В момент, когда убитый герой упадет на землю, замолкнет треск пулемета, напоминающий крик «бешеного», неистового ворона. Наступит тишина, в которой опять зазвучит заветная птичья песня. На этот раз она символизирует победу «на века». Искупительная жертва, возвращающая родной земле мир, ведет героя в бессмертие. Сакральное место, любимая березовая роща, по-прежнему исполнено спокойного оживления и первозданной прелести.
Автор: Николай Заболоцкий