Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Богомолка» Д. Давыдов

Кто знает нашу богомолку,
Тот с ней узнал наедине,
Что взор плутовки втихомолку
Поет акафист сатане.

Как сладко с ней играть глазами,
Ниц падая перед крестом,
И окаянными словами
Перерывать ее псалом!

О, как люблю ее ворчанье;
На языке ее всегда
Отказ идет как обещанье:
Нет на словах – на деле да.

И – грешница – всегда сначала
Она завопит горячо:
«О, варвар! изверг! я пропала!»
А после: «Милый друг, еще…»

1810 г.

Анализ стихотворения Д. В. Давыдова «Богомолка»

Стихотворение «Богомолка» написано в 1810 году человеком с большим жизненным опытом, знатоком и любителем прекрасного пола и тонким психологом. Автор описывает категорию женщин-ханжей, лживых и обольстительных одновременно. Название этого изысканного миниатюрного наброска содержит определенную долю иронии – этот сатирический прием противопоставляет значение вынесенного в заглавие слова истинному смыслу сказанного.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • антонимы – «отказ – обещанье», «нет – да», в том числе контекстуальные – «богомолка – плутовка», «слова – дело» – создают резкий понятийный контраст, позволяя четко обозначить разницу;
  • аллитерацию – «… знает – тот узнал … взор …» – повторение звонкой согласной как пример звукописи воспринимается сигналом тревоги, акцентирует внимание;
  • контекстуальные синонимы – «плутовка, грешница», «варвар, изверг» – позволяют автору точнее описать характеры персонажей;
  • олицетворения – «взор поет», «отказ идет», «перерывать псалом»;
  • религиозную лексику – «акафист (хвалебно-благодарственное пение)», «сатана», «крест (подразумевается распятие)», «псалом (религиозная песня, часть псалтири)» – она позволяет наглядно, зримо показать женское лицемерие;
  • книжную лексику – «взор», «ниц (то есть касаясь лбом пола)» – противопоставленную оценочной лексике;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое) – «сладко играть», «горячо завопить»;
  • метафору – «играть глазами», которая описывает увлекательнейшую часть любовной игры;
  • эпитеты – «окаянные (в контексте речи – предосудительные, непозволительные) слова», «милый друг»;
  • умолчание – «… друг, еще…» – избавляет автора от необходимости описывать интимные моменты встречи;
  • цитирование – «О, варвар! изверг! я пропала (в контексте речи – погибла)!», «Милый друг, еще…» – иллюстрирует лукавство героини;
  • риторическое восклицание – «Как … сладко играть!..».

Основной образ стихотворения – сладострастная кокетка, которая демонстрирует показную набожность. В ней ненастоящее все – и богобоязненность, и, скорее всего, любовь к мужчине.

Оборот «кто знает – тот узнал» обозначает, что тактика обольщения используется в отношении каждого, кто попал в орбиту влияния такой красавицы: она, как мифологическая сирена, умело подчиняет мужчин и коллекционирует любовные победы. В рамках произведения автор учит нас разделять истинную любовь и сковывающую разум страсть.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах