«Моя эпитафия» А. Пушкин
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век, Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, добрый человек.
Июнь – ноябрь 1815 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Моя эпитафия»
В лицейские годы Пушкин смело экспериментировал с формой, содержанием и жанрами лирики. Среди его раннего творчества встречаются эпиграммы и элегии, патриотические оды и стансы. Есть и более экзотические варианты. В их числе – кантаты, ноэли, экспромты. Юный поэт владел как легким и порой игривым размером, так и серьезным александрийским стихом. Во время обучения в Царскосельском Лицее Пушкин упорно искал собственный стиль, свою творческую индивидуальность, постигал поэтическое мастерство во всем его разнообразии. Некоторые произведения носят откровенно подражательный характер, без чего редко обходятся годы ученичества. В частности, он ориентировался на Жуковского и Батюшкова.
В лицейской лирике Александра Сергеевича нашлось место и эпитафии. Причем надгробную надпись юноша создал для самого себя. Стихотворение «Моя эпитафия» датируется 1815-м. Шестнадцатилетний Пушкин к смерти относился несерьезно, поэтому произведение написано в шуточном тоне. Здесь необходимо отметить, что в лирике Александра Сергеевича, созданной в 1813-15 годы, преобладал мотив быстротечности жизни. Из него закономерно вытекала тема жажды наслаждения радостями бытия. «Моя эпитафия» представляет собой осмысление одного из тезисов философии эпикуреизма. Согласно ему, не стоит бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Придерживаясь идей древнегреческого философа Эпикура, Пушкин следует за Батюшковым, которого считал своим наставником. Через «Мою эпитафию» можно понять, каким молодой Александр Сергеевич желал предстать в глазах общественности и каких философских взглядов придерживался в юности. Важнейшие вещи в его жизни на тот момент – муза, любовь, леность и веселье. Странно, что в списке этом не упомянуты верные товарищи, ведь дружбу Пушкин высоко ценил. Интересна характеристика, которую поэт дает сам себе:
…Не делал доброго, однакож был душою,
Ей богу, добрый человек.
В период обучения в Лицее Александр Сергеевич еще не раз возвращался к теме смерти. Она фигурирует в некоторых стихотворениях, посвященных Екатерине Павловне Бакуниной – первой юношеской любви поэта. Отношение к завершению физической жизни человека несколько меняется. Ярчайший пример – «Желание». Произведение, написанное в 1816 году, заканчивается следующими строками:
…Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!