«Заклятье о русской земле» М. Волошин
Встану я помолясь, Пойду перекрестясь, Из дверей в двери, Из ворот в ворота – Утренними тропами, Огненными стопами, Во чисто поле, На бел-горюч камень. Стану я на восток лицом, На запад хребтом, Оглянусь на все четыре стороны: На семь морей, На три океана, На семьдесят семь племен, На тридцать три царства – На всю землю Свято-Русскую. Не слыхать людей, Не видать церквей, Ни белых монастырей, – Лежит Русь – Разоренная, Кровавленная, опаленная. По всему полю – Дикому – Великому – Кости сухие – пустые, Мертвые – желтые, Саблей сечены, Пулей мечены, Коньми топтаны. Ходит по полю железный Муж, Бьет по костям Железным жезлом: «С четырех сторон, С четырех ветров Дохни, Дух! Оживи кость!» Не пламя гудит, Не ветер шуршит, Не рожь шелестит – Кости шуршат, Плоть шелестит, Жизнь разгорается… Как с костью кость сходится, Как плотью кость одевается, Как жилой плоть зашивается, Как мышцей плоть собирается, – Так – встань, Русь! подымись, Оживи, соберись, срастись – Царство к царству, племя к племени. Кует кузнец золотой венец – Обруч кованный: Царство Русское Собирать, сковать, заклепать Крепко-накрепко, Туго-натуго, Чтоб оно – Царство Русское – Не рассыпалось, Не расплавилось, Не расплескалось… Чтобы мы его – Царство Русское – В гульбе не разгуляли, В плясне не расплясали, В торгах не расторговали, В словах не разговорили, В хвастне не расхвастали. Чтоб оно – Царство Русское – Рдело-зорилось Жизнью живых, Смертью святых, Муками мученных. Будьте, слова мои, крепки и лепки, Сольче соли, Жгучей пламени… Слова замкну, А ключи в Море-Океан опущу.
23 июля (5 августа) 1919 г., Коктебель.
Сборник «Неопалимая купина» (1924). Раздел «Возношения».
Анализ стихотворения Волошина «Заклятие о Русской Земле»
Стихотворение «Заклятие о Русской Земле» было написано в страшном 1919 году. Поэт в рамках произведения делает попытку осознания последствий трагедии гражданской войны. Уже самое название стихотворения определяет его стилистику и ритмическое построение. Произведение, приобретающее метафизический смысл, отсылает нас к русским плачам и заговорам. Стихотворение описывает страшные картины смерти и запустения.
Несмотря на это, в нем чувствуется внутренняя энергия лирического героя, его пассионарность, желание действовать, приносить пользу своей Отчизне, используя любые, даже магические средства. Он рассчитывает не только на людей, но и на высшие силы.
Поэт использует следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «утренние тропы», «огненные стопы», «чисто поле»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «из ворот в ворота – утренними тропами» – раскатистое р вызывает неосознанную тревогу, а ж и с – «железным жезлом», «с костью кость сходится» – создают звуковые образы;
- синтаксический параллелизм – «Не слыхать людей, не видать церквей», «не пламя гудит, не ветер шуршит, не рожь шелестит»;
- пространные ряды однородных членов предложения – «разоренная, кровавленная, опаленная», «сухие, пустые, мертвые – желтые», «сечены, мечены, топтаны», «крепки и лепки (памятны), сольче, жгучей» – в основном это определения, которые буквально «царят» в стихотворении;
- авторский неологизм – «сольче»;
- контекстные синонимы – «рдело – зорилось»;
- контекстные антонимы – «восток – запад»;
- инверсию – «встану я», «стану я», «Царство Русское», «земля Свято-Русская», «обруч кованный» – концентрирующую внимание читателя на последнем слове каждого словосочетания;
- обращения – «слова мои», «Русь» – они позволяют сделать акцент на адресате поэтического сообщения – России – и инструмента обращения к ней – собственным словам;
- умолчание – «Будьте … жгучей пламени…» – завуалированное обращение ко всем патриотам России;
- фразеологический оборот – «на все четыре стороны».
Упомянутый в стихотворении наделённый волшебными свойствами «бел-горюч камень» – сакральный символ славянской мифологии, отсылка в многовековой истории России, пережившей множество катастроф.
Финальный оборот «слова замкну» отражает тот факт, что уже сказанное предельно важно, и любое новое слово будет избыточным. Было бы ошибкой считать наивным якобы прибегающего к заклинаниям автора – стихотворение иллюстрирует всю силу таланта М. А. Волошина, его любви к России, широту натуры и энциклопедические знания.