Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Максимилиан Волошин

«Заклятье о русской земле» М. Волошин

Встану я помолясь,
Пойду перекрестясь,
Из дверей в двери,
Из ворот в ворота –
Утренними тропами,
Огненными стопами,
Во чисто поле,
На бел-горюч камень.

Стану я на восток лицом,
На запад хребтом,
Оглянусь на все четыре стороны:
На семь морей,
На три океана,
На семьдесят семь племен,
На тридцать три царства –
На всю землю Свято-Русскую.

Не слыхать людей,
Не видать церквей,
Ни белых монастырей, –
Лежит Русь –
Разоренная,
Кровавленная, опаленная.
По всему полю –
Дикому – Великому –
Кости сухие – пустые,
Мертвые – желтые,
Саблей сечены,
Пулей мечены,
Коньми топтаны.

Ходит по полю железный Муж,
Бьет по костям
Железным жезлом:
«С четырех сторон,
С четырех ветров
Дохни, Дух!
Оживи кость!»

Не пламя гудит,
Не ветер шуршит,
Не рожь шелестит –
Кости шуршат,
Плоть шелестит,
Жизнь разгорается…

Как с костью кость сходится,
Как плотью кость одевается,
Как жилой плоть зашивается,
Как мышцей плоть собирается, –
Так –
        встань, Русь! подымись,
Оживи, соберись, срастись –
Царство к царству, племя к племени.

Кует кузнец золотой венец –
Обруч кованный:
Царство Русское
Собирать, сковать, заклепать
Крепко-накрепко,
Туго-натуго,
Чтоб оно – Царство Русское –
Не рассыпалось,
Не расплавилось,
Не расплескалось…

Чтобы мы его – Царство Русское –
В гульбе не разгуляли,
В плясне не расплясали,
В торгах не расторговали,
В словах не разговорили,
В хвастне не расхвастали.

Чтоб оно – Царство Русское –
Рдело-зорилось
Жизнью живых,
Смертью святых,
Муками мученных.

Будьте, слова мои, крепки и лепки,
Сольче соли,
Жгучей пламени…
Слова замкну,
А ключи в Море-Океан опущу.

23 июля (5 августа) 1919 г., Коктебель.
Сборник «Неопалимая купина» (1924). Раздел «Возношения».

Анализ стихотворения Волошина «Заклятие о Русской Земле»

Стихотворение «Заклятие о Русской Земле» было написано в страшном 1919 году. Поэт в рамках произведения делает попытку осознания последствий трагедии гражданской войны. Уже самое название стихотворения определяет его стилистику и ритмическое построение. Произведение, приобретающее метафизический смысл, отсылает нас к русским плачам и заговорам. Стихотворение описывает страшные картины смерти и запустения.

Несмотря на это, в нем чувствуется внутренняя энергия лирического героя, его пассионарность, желание действовать, приносить пользу своей Отчизне, используя любые, даже магические средства. Он рассчитывает не только на людей, но и на высшие силы.

Поэт использует следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «утренние тропы», «огненные стопы», «чисто поле»;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «из ворот в ворота – утренними тропами» – раскатистое р вызывает неосознанную тревогу, а ж и с – «железным жезлом», «с костью кость сходится» – создают звуковые образы;
  • синтаксический параллелизм – «Не слыхать людей, не видать церквей», «не пламя гудит, не ветер шуршит, не рожь шелестит»;
  • пространные ряды однородных членов предложения – «разоренная, кровавленная, опаленная», «сухие, пустые, мертвые – желтые», «сечены, мечены, топтаны», «крепки и лепки (памятны), сольче, жгучей» – в основном это определения, которые буквально «царят» в стихотворении;
  • авторский неологизм – «сольче»;
  • контекстные синонимы – «рдело – зорилось»;
  • контекстные антонимы – «восток – запад»;
  • инверсию – «встану я», «стану я», «Царство Русское», «земля Свято-Русская», «обруч кованный» – концентрирующую внимание читателя на последнем слове каждого словосочетания;
  • обращения – «слова мои», «Русь» – они позволяют сделать акцент на адресате поэтического сообщения – России – и инструмента обращения к ней – собственным словам;
  • умолчание – «Будьте … жгучей пламени…» – завуалированное обращение ко всем патриотам России;
  • фразеологический оборот – «на все четыре стороны».

Упомянутый в стихотворении наделённый волшебными свойствами «бел-горюч камень» – сакральный символ славянской мифологии, отсылка в многовековой истории России, пережившей множество катастроф.

Финальный оборот «слова замкну» отражает тот факт, что уже сказанное предельно важно, и любое новое слово будет избыточным. Было бы ошибкой считать наивным якобы прибегающего к заклинаниям автора – стихотворение иллюстрирует всю силу таланта М. А. Волошина, его любви к России, широту натуры и энциклопедические знания.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах