«Сторона ль моя, сторонка…» С. Есенин
* * * Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
1914 г.
Сборник «Радуница» (1916). Раздел «Маковые побаски».
Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль моя, сторонка…»
В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.
Неуловимое или зримое присутствие божественных сил – важная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.
Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями – такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.
Во второй части текста появляются богомольцы – персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь – пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.
Яркой стилевой приметой текста стало использование диалектной лексики. Придавая интонациям произведения оригинальный рязанский колорит, она применяется для характеристики разнородных деталей: почвы, песни кукушки и вещей богомольцев.