Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Утро» Н. Заболоцкий

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Там черных деревьев стоят батальоны,
Там елки как пики, как выстрелы – клены,
Их корни как шкворни, сучки как стропила,
Их ветры ласкают, им светят светила.
Там дятлы, качаясь на дубе сыром,
С утра вырубают своим топором
Угрюмые ноты из книги дубрав,
Короткие головы в плечи вобрав.
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
И птицы, одетые в светлые шлемы,
Сидят на воротах забытой поэмы,
И девочка в речке играет нагая
И смотрит на небо, смеясь и мигая.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.

Дата создания: 1946 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Утро»

1946 г. принес долгожданные перемены в судьбу автора: он возвращается из Казахстана в столицу. Анализируемый текст – первый из тех, что появились после долгого перерыва. Символичное название произведения передает стремление лирического «я» избавиться от тоскливого «мрака души» и выйти навстречу ослепительному многоголосому миру, поражающему разнообразием «земных предметов».

Звуком, побуждающим субъекта речи к действию, становится петушиная песня. Герой намерен отправиться в лес, и свое желание он подкрепляет энергичным призывом. Что может увидеть тот, кто посвятил ранний час прогулке? Описанию деталей пейзажа предшествует туманная метафора, обещающая внимательному путнику увидеть в траве или на тропинках «гору серебра». Образность природной зарисовки основана на оригинальной военной семантике. Поэт изображает батальоны черных деревьев, на которых сидят птицы в шлемах. Лесные войска детализированы: ели сравниваются с пиками, а клены – с выстрелами. Корни и ветви деревьев уподобляются деталям и механизмам, применяемым в строительстве или машиностроении.

Иносказательные конструкции, базирующиеся на военно-технологической тематике, лишены коннотаций враждебности и не противопоставляют бесчувственные механические устройства ранимой человеческой душе.

По принципам, с помощью которых организовано изображение деревьев, построена и структура образа птиц. Поведение дятлов, добывающих насекомых из-под коры, напоминает лирическому герою ремесло плотника, быстро и ловко орудующего топором. Цель напряженной работы обозначена витиеватым иносказанием: птицы стремятся извлечь музыку из «книги дубрав». В этом фрагменте возникает еще один важный мотив: объекты лесного мира отождествляются с итогами литературного труда – книгой, поэмой.

Результатом птичьих забот становится непостоянный гулкий стук, который открывает эпизод, выделенный строфически. Колебания паутины и листвы, звука и воздуха – изменчивость рассветного часа выражается энергичной короткой строкой.

Закономерным завершением радостной картины пробуждения выступает образ играющей девочки, устремляющей безбоязненный смеющийся взгляд прямо в небо.

Автор замыкает композицию текста при помощи рефрена, подтверждающего решимость лирического героя. В концовке значение загадочной метафоры приобретает более четкие границы: ранняя прогулка сулит вдохновляющие открытия и прилив творческих сил.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах