«Сытые» А. Блок
Они давно меня томили:
В разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.И вот – в столовых и гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных –
Свет электрический потух.К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах – жёлтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.Так – негодует всё, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещён,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамён!Пусть доживут свой век привычно –
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям – неприлично
Их старой скуке подражать.
10 ноября 1905 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга вторая» (1904–1908). Цикл «Город» (1904–1908).
Анализ стихотворения Блока «Сытые»
Время создания произведения – 1905 г., период массовых антиправительственных выступлений и забастовок. Стихотворение «Сытые» вошло в поэтический цикл «Город», в котором доминируют дисгармоничные, тревожные и трагические образы, символизирующие душевную опустошенность и предчувствия грядущих социальных потрясений.
Художественное пространство «Сытых» разделено на два мира – старый «прогнивший» и новый, живой и радостный. Лирический герой, выражающий точку зрения автора, не скрывает своих предпочтений: он сочувствует людям нового мира и презирает тех, кто цепляется за отживший жизненный уклад.
Средства выражения авторской модальности разнообразны. В зачине лирический субъект прямо обозначает свои эмоции, порожденные видом скучающего общества. Образ смятых «белых цветов» – метафора жизни, прошедшей бессмысленно и бесполезно.
Авторскую оценку демонстрирует бытовой случай, когда во время «обеда чинного» пропадает электричество. Изменения в освещении раскрывают внутреннюю сущность приверженцев старого уклада. Сатирическая картина складывается из фантасмагорических деталей. Ряд начинается с «желтых кругов», которые можно посчитать отражением пламени свечей на лицах сидящих. В колористической доминанте образа задействован оттенок, наделенный четким смыслом в рамках поэтики Блока. Желтый является атрибутом пошлости, бездушия и лицемерия общества «сытых». Эпитет «пергаментные» и метафора «шипят», использованные для характеристики речи, изображение почти неподвижных «мозгов» – все эти художественные средства призваны создать отталкивающий облик «бывших». Уничижительные формулировки завершаются образами опрокинутого «корыта» и «прогнившего хлева». Детали, работающие как ориентиры, позволяют читателю легко реконструировать прозрачное сравнение со свиньями, вытекающее из контекста.
Описание нового мира отличается лаконичностью. Оно организовано при помощи запоминающейся катахрезы «красный смех». К ней примыкает сравнение с «чистыми детьми», которым «неприлично» перенимать вредную привычку к скуке. Герой упоминает об отношениях между двумя полюсами: «бывшие» боятся представителей молодого движения, полных энергии и воли к борьбе.
Лирический субъект отказывает в будущем традиционному миру, которому придется довольствоваться «скудным жребием». Прекраснодушный герой, руководствуясь гуманистическими предпосылками, благородно позволяет «сытым» дожить свой век, не изменив привычкам.