«Мечтатель» А. Пушкин
По небу крадется луна, На холме тьма седеет, На воды пала тишина. С долины ветер веет, Молчит певица вешних дней В пустыне темной рощи, Стада почили средь полей, И тих полет полнощи; И мирный неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела; Стоит богов домашних лик В кивоте небогатом, И бледный теплится ночник Пред глиняным Пенатом. Главою на руку склонен, В забвении глубоком, Я в сладки думы погружен На ложе одиноком: С волшебной ночи темнотой, При месячном сияньи, Слетают резвою толпой Крылатые мечтаньи, И тихой, тихой льется глас; Дрожат златые струны. В глухой, безмолвный мрака час Поет мечтатель юный: Исполнен тайною тоской, Молчаньем вдохновенный, Летает резвою рукой На лире оживленной. Блажен, кто в низкой свой шалаш В мольбах не просит Счастья! Ему Зевес надежный страж От грозного ненастья; На маках лени, в тихой час, Он сладко засыпает, И бранных труб ужасный глас Его не пробуждает. Пускай, ударя в звучный щит И с видом дерзновенным, Мне Слава издали грозит Перстом окровавленным, И бранны вьются знамена, И пышет бой кровавый – Прелестна сердцу тишина; Нейду, нейду за Славой. Нашел в глуши я мирный кров И дни веду смиренно; Дана мне лира от богов, Поэту дар бесценный; И Муза верная со мной: Хвала тебе, богиня! Тобою красен домик мой И дикая пустыня. На слабом утре дней златых Певца ты осенила, Венком из миртов молодых Чело его покрыла, И, горним светом озарясь, Влетала в скромну келью И чуть дышала, преклонясь Над детской колыбелью. О, будь мне спутницей младой До самых врат могилы! Летай с мечтаньем надо мной, Расправя легки крылы; Гоните мрачную печаль, Пленяйте ум… обманом, И милой жизни светлу даль Кажите за туманом! И тих мой будет поздний час: И смерти добрый гений Шепнет, у двери постучась: "Пора в жилище теней!.." Так в зимний вечер сладкой сон Приходит в мирны сени, Венчанный маком, и склонен На посох томной лени…
1815 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Мечтатель»
Творчество старших коллег-карамзинистов повлияло на содержание и формальные особенности лицейского произведения, датированного 1815 г. Интонации зачина, открывающегося пейзажной картиной, созвучны поэтике Жуковского. С наступлением сумерек мир погружается в седеющую мглу и тишину. Природную зарисовку завершает метафора, уподобляющая приход ночи бесшумному полету.
Темнота и спокойствие окутывают скромное пристанище лирического «я», получающее романтический перифраз уголка «мирной неги». Герой описывает детали интерьера, смешивая христианские и античные религиозные атрибуты, домашний киот и фигурки пенатов, покровителей дома и семьи в римской культуре. Указаны и обстоятельства лирической ситуации: комната слабо освещена затухающим огнем камина и тусклым пламенем нагоревшей свечи.
Прием, допускающий сочетание образов разных эпох, юный поэт позаимствовал из лирики Батюшкова. С известным произведением последнего, текстом «Моих пенатов», пушкинское творение сближает тема, декларирующая счастливую частную жизнь как удел истинного поэта, отвергающего «богатство с суетой». Повторы выявляются и на лексическом уровне: «богов домашних лик», «домик», «шалаш», «лень».
В третьей строфе появляется автопортрет героя, одинокого задумчивого романтика. Остальная часть текста посвящена содержанию «крылатых мечтаний», занимающих ум лирического субъекта.
Думы юного мыслителя лишены честолюбивых намерений. Он выбирает не ратные подвиги, а тишину «скромной кельи» и творчество. Компонентами антитезы выступают образы славы, властно манящей к себе окровавленным пальцем, и нежной легкокрылой музы. Первую сопровождает ряд акустических и визуальных атрибутов: резкие звуки труб, подобные «ужасному гласу», и призывный звон щита, развевающиеся боевые знамена, шум битвы. Неслышное, почти безмолвное явление второго персонажа всегда окружено атмосферой спокойствия, выраженного словосочетанием «чуть дышала».
В финальных строфах возникает обращение к музе – лирическому адресату, покровительствовавшему герою-поэту с младенческих лет. Прогнозируя жизненный итог, субъект речи с мудрым смирением относится к собственной кончине, уподобляя смерть сну, завершению спокойного зимнего вечера. Персонифицированный образ сновидения подобен облику античного бога, увенчанного венком и вооруженного волшебным посохом.