«Не жди последнего ответа…» А. Блок
* * * Не жди последнего ответа,
Его в сей жизни не найти.
Но ясно чует слух поэта
Далекий гул в своем пути.Он приклонил с вниманьем ухо,
Он жадно внемлет, чутко ждет,
И донеслось уже до слуха:
Цветет, блаженствует, растет…Всё ближе – чаянье сильнее,
Но, ax! – волненья не снести…
И вещий падает, немея,
Заслыша близкий гул в пути.Кругом – семья в чаду молений,
И над кладбищем – мерный звон.
Им не постигнуть сновидений,
Которых не дождался он!
19 июля 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Не жди последнего ответа…»
Стихотворение «Не жди последнего ответа…» относится к раннему периоду творчества поэта, находившегося под сильным влиянием Андрея Белого. Их сближали мистическая настроенность, сходные взгляды на мессианскую роль и общественное место поэта в частности и поэзии вообще и родство духовных поисков.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «чует слух», «не дождался он», обеспечивающую именные рифмы и выделяющую объекты речи;
- лексику высокого стиля – «внемлет (прислушивается)», «чаянье (ожидание, мечта)», «постигнуть (уяснить смысл)», «блаженствует (наслаждается)», она придает речи торжественность;
- олицетворение – «слух чует (в значении улавливает)» – носящие признаки синекдохи – подмены целого (объекта) его частью (способностью);
- анафору – «он приклонил …, он ждет», создающую акцент на объекте воспевания;
- ряды однородных членов предложения – «внемлет, ждет», «цветет, блаженствует, растет», «немея, заслыша», позволяющие исчерпывающе описать явления во всем их многообразии;
- умолчания – «блаженствует, растет …» – то есть обозначается, приобретает определенные формы, делается явным, фраза «над кладбищем – звон…» позволяют расслышать размеренные удары колокола; охватывая мир живых и мир мертвых, эти приемы заставляют читателя думаться об их наполнении;
- риторическое восклицание – «Но, ах!» – включающее междометие, отражает эмоциональную реакцию автора;
- антонимы – «далекий – близкий» – позволяют обрисовать явление в его развитии, динамике;
- контекстуальные синонимы – «жадно, чутко», слова «ответ, гул (как некий сигнал, знак), сновиденье» описывают ожидаемое поэтом послание;
- метафору – «чад (то есть нечто дурманящее сознание, разум) молений» – описание явления, подобного религиозному экстазу;
- эллипсис – «кругом (находится) – семья», «над кладбищем (слышится) – звон»;
- перифразы – «путь» – имеется в виду творческий путь поэта, «последний (то есть окончательный) ответ» – истина в последней инстанции, «сновиденья» – данные в ощущениях сокровенные знания;
- аллитерацию – «донеслось до слуха – … блаженствует», которая словно растягивает время.
Обилие безличных и назывных предложений придает изложению отвлеченный характер, делает его похожим на фотографический снимок, фиксирующий мгновение.
Автор подчеркивает, что лирический герой – поэт-прорицатель, противопоставленный земному миру, жаждет ответа, но не в силах выдержать его приближения.