«Вечер после дождя» М. Лермонтов
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах;
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омоченных трав…
Один меж них приметил я цветок,
Как будто перл, покинувший восток,
На нем вода блистаючи дрожит,
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит всё о красоте своей.
1829–30 гг.
Анализ стихотворения Лермонтова «Вечер после дождя»
Состояние спокойной меланхолии, гармонирующее с пейзажной картиной, отображено в лермонтовском произведении, которое создано в 1829–30 гг.
Лирический герой наблюдает из окна за вечереющим небом. Поэтический текст отражает движение взгляда созерцателя, который охватывает небосклон и панораму, состоящую из крыш церквей, домов и верхушек труб. Торжественная красота угасающего дня передается при помощи лексики, характерной для романтической поэзии: «гаснет небосвод», «прощальный луч».
Эффект оживающей природы обеспечивается комплексом олицетворений: «мрачные» – о тучах, «пробежав», «волнует» – о ветре, «главу склонивши стоит» – о цветке. Тем же целям служит сравнение облаков с живым созданием – змеей.
Взгляд лирического субъекта устремляется вниз, в сумерки сада, и концентрируется на крупном плане. Образ цветка наделяется двумя сравнениями. Он возвышенно уподобляется восточной жемчужине, а также отождествляется с печальной девушкой. Женский образ обладает сложной структурой: душевные терзания противоречиво соседствуют с радостным осознанием собственной красоты. Антиномичные чувства плачущей героини перекликаются с состоянием природы – умиротворением и угасанием.
Колористические акценты лермонтовского пейзажа порождены отражением солнечных лучей на куполах и «огнистых краях» туч. Дрожащее мерцание водных капель на цветке и «пламенный» женский взгляд укладываются в общее цветовое пространство, организованное солнечно-огненными оттенками и блеском.
Герой «Вечера…» сообщает о себе лишь одну особенность – «обманутые очи». Эпитет, появившийся мимоходом, намекает читателю: у лирического «я», как у страдающей девушки, есть поводы для тоски.
Лермонтовское творение исполнено задумчивой печали, которая заполоняет все художественное пространство «Вечера…» – сменяющиеся планы пейзажной зарисовки, чувства героини, настроение лирического субъекта. Каждый из структурных элементов образного строя символизирует одинокие раздумья, складываясь в органичную и прекрасную, но грустно-мечтательную картину.
Стихотворение с аналогичным названием и тематикой присутствует в лирическом наследии Брюсова. Герой, «окропленный» теплым дождем, очарован величием весенней природы, блистающей после бурного ливня. Лирический субъект сравнивает себя с жрецом, восславляющим вечный и прекрасный «мир земли».