Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Веницейская жизнь» О. Мандельштам

Веницейской жизни, мрачной и бесплодной,
     Для меня значение светло.
Вот она глядит с улыбкою холодной
     В голубое дряхлое стекло.

Тонкий воздух кожи, синие прожилки,
     Белый снег, зеленая парча.
Всех кладут на кипарисные носилки,
     Сонных, теплых вынимают из плаща.

И горят, горят в корзинах свечи,
     Словно голубь залетел в ковчег.
На театре и на праздном вече
     Умирает человек.

Ибо нет спасенья от любви и страха,
     Тяжелее платины Сатурново кольцо,
Черным бархатом завешенная плаха
     И прекрасное лицо.

Тяжелы твои, Венеция, уборы,
     В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой граненый. В спальне тают горы
     Голубого дряхлого стекла.

Только в пальцах – роза или склянка,
     Адриатика зеленая, прости!
Что же ты молчишь, скажи, венецианка,
     Как от этой смерти праздничной уйти?

Черный Веспер в зеркале мерцает,
     Все проходит, истина темна.
Человек родится, жемчуг умирает,
     И Сусанна старцев ждать должна.

1920 г.

Анализ стиха О. Мандельштама «Веницейская жизнь»

Стихотворение «Веницейская (то есть венецианская) жизнь» написано в 1920 году. Красивейший город Европы и до Мандельштама вдохновлял многих деятелей искусства. Вот и Осип Эмильевич в рамках произведения обращает читателя к мрачной, чарующей истории и причинам его могущества и падения, романтизирует быт и нравы знати, подчеркивает некоторую их театральность.

Образ города на воде ассоциирован с великим потопом – об этом говорят «стеклянно- зеркальные» пассажи и упоминание голубя. Ведь выпущенный ветхозаветным Ноем голубь вернулся в ковчег именно потому, что среди бурных вод не нашел суши. Таким образом, голубь символизирует безнадежность, неизбежную кончину былой пышной венецианской государственности.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «мрачная, бесплодная жизнь», «ветхое стекло», «холодная улыбка», «праздное вече (иначе говоря, собрание людей, не привыкших к труду)», «граненый воздух» – являются яркими характеристиками предметов и явлений;
  • олицетворения – «жизнь глядит с улыбкою», «жемчуг умирает»;
  • метафоры – «воздух кожи (отсылка к тонкой коже, сквозь которую видны прожилки-сосуды, как знаке аристократизма)», «горы стекла (то есть драгоценных зеркал и посуды как символа роскоши)»;
  • синонимы – «ветхое, дряхлое»;
  • ряд однородных членов предложения – «воздух, прожилки, снег, парча»;
  • лексический повтор – «горят, горят … свечи» – подчеркивает длительность действия;
  • инверсию – «горят свечи», «с улыбкою холодной», «тают горы стекла», «Адриатика зеленая»;
  • эллипсис – «в пальцах – (находится) роза», сочетанный с синекдохой, рука заменена пальцами для придания речи выразительности, изысканности;
  • обращения – «Венеция», «венецианка», «Адриатика зеленая», создающие акценты на географии описываемого;
  • риторическое восклицание – «Адриатика…, прости!»;
  • риторический вопрос – «… как от смерти … уйти?»;
  • оксюморон – «праздничная смерть», придающий явлению новое смысловое качество;
  • антонимы – «родится – умирает».

Ряд слов требует комментариев. Веспер – одно из названий видимой в вечернее время планеты Венера. Упоминание о Сусанне и старцах – отсылка к сцене из Ветхого завета, когда молодую красавицу Сусанну оклеветали старейшины-судьи, добивающиеся ее благосклонности. Таким образом автор проводит идею предопределенности всего происходящего, искупления и необходимости твердых убеждений.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах