«Прощай (За наше «Когда-то» – последний привет…)» К. Бальмонт
За наше «Когда-то» – последний привет.
И больше ни мысли, ни памяти нет.Что было, то было. Что будет, не ждет.
И Солнце все дальше и дальше идет.В разбеге прибоя таится отлив.
Но море рокочет, и рокот красив.Мы счастливы были безумьем любви.
Минутным, неверным меня не зови.Я нежен, я верен отшедшей мечте.
Но вот уже эти признанья – не те.Я счастлив – я светел – один – как звезда.
Не помни. Не думай. Прощай. Навсегда.
Сборник «Литургия красоты» (1905). Раздел «Кружевные узоры».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Прощай»
Стихотворение «Прощай» наверняка отражает личный опыт поэта и относится к жанру интимной лирики. Смыл названия однозначен. Хотя лирический герой пытается дружески объяснить мотивы своих поступков, по сути, он ставит некогда любимую женщину перед фактом: любовь ушла.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «последний привет», «отшедшая (отошедшая, то есть умершая) мечта» – характеризуют необратимость происходящего;
- ряды однородных членов предложения – «минутным (непостоянным), неверным», «ни мысли, ни памяти» – каждый член которых содержит мотив отрицания;
- синтаксический параллелизм – «Что было … Что будет …»;
- лексические повторы – «дальше и дальше», «Я нежен, я верен», «Я счастлив – я светел» – свидетельствуют о концентрации лирического героя исключительно на себе и своем мировосприятии, а также на преходящем характере любви;
- олицетворения – «Солнце идет», «отлив таится», «разбег прибоя», «безумье любви»;
- инверсию – «таится отлив», «счастливы были»;
- метафору – «таится в разбеге»;
- перифразы – «Когда-то» – это отношения, оставшиеся в прошлом, «привет» – благодарность, «безумье» – безрассудные чувства, и значение этого слова необходимо учитывать, иначе оборот «счастливы безумьем» можно трактовать как оксюморон;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «море рокочет, …рокот красив», которая имитирует шум прибоя;
- эллипсис – «признанья – (уже) не те (то есть они обесценены)»;
- сравнение – «один – как звезда»;
- парцелляцию – «Не помни. Не думай. Прощай. Навсегда» – членение предложения позволяет выделить каждый фрагмент, подчеркнуть, что возврата к былому нет и не может быть;
- контекстуальные антонимы – «разбег – отлив».
Краткие формы прилагательных – «красив, счастлив, нежен, верен, светел» – придают речи книжный характер и подчеркивают нарастающую отчужденность, холодок в отношениях. Стихотворение пронизано мотивом самолюбования – лирический герой нескромно сравнивает себя со звездой и говорит только о себе. Личные местоимение – «я» и «меня» – используются в тексте пять раз, а объединяющие местоимения «наше» и «мы» – лишь дважды.
Автор использует классический образ моря – символ непостоянства и свободы от обязательств. К. Д. Бальмонт проводит популярную мысль о том, что любое явление содержит отрицание самого себя – пресловутое единство и борьба противоположностей, тот самый отлив, таящийся в «разбеге прибоя».