Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Прощай (За наше «Когда-то» – последний привет…)» К. Бальмонт

За наше «Когда-то» – последний привет.
И больше ни мысли, ни памяти нет.

Что было, то было. Что будет, не ждет.
И Солнце все дальше и дальше идет.

В разбеге прибоя таится отлив.
Но море рокочет, и рокот красив.

Мы счастливы были безумьем любви.
Минутным, неверным меня не зови.

Я нежен, я верен отшедшей мечте.
Но вот уже эти признанья – не те.

Я счастлив – я светел – один – как звезда.
Не помни. Не думай. Прощай. Навсегда.

Сборник «Литургия красоты» (1905). Раздел «Кружевные узоры».

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Прощай»

Стихотворение «Прощай» наверняка отражает личный опыт поэта и относится к жанру интимной лирики. Смыл названия однозначен. Хотя лирический герой пытается дружески объяснить мотивы своих поступков, по сути, он ставит некогда любимую женщину перед фактом: любовь ушла.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «последний привет», «отшедшая (отошедшая, то есть умершая) мечта» – характеризуют необратимость происходящего;
  • ряды однородных членов предложения – «минутным (непостоянным), неверным», «ни мысли, ни памяти» – каждый член которых содержит мотив отрицания;
  • синтаксический параллелизм – «Что было … Что будет …»;
  • лексические повторы – «дальше и дальше», «Я нежен, я верен», «Я счастлив – я светел» – свидетельствуют о концентрации лирического героя исключительно на себе и своем мировосприятии, а также на преходящем характере любви;
  • олицетворения – «Солнце идет», «отлив таится», «разбег прибоя», «безумье любви»;
  • инверсию – «таится отлив», «счастливы были»;
  • метафору – «таится в разбеге»;
  • перифразы – «Когда-то» – это отношения, оставшиеся в прошлом, «привет» – благодарность, «безумье» – безрассудные чувства, и значение этого слова необходимо учитывать, иначе оборот «счастливы безумьем» можно трактовать как оксюморон;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «море рокочет, …рокот красив», которая имитирует шум прибоя;
  • эллипсис – «признанья – (уже) не те (то есть они обесценены)»;
  • сравнение – «один – как звезда»;
  • парцелляцию – «Не помни. Не думай. Прощай. Навсегда» – членение предложения позволяет выделить каждый фрагмент, подчеркнуть, что возврата к былому нет и не может быть;
  • контекстуальные антонимы – «разбег – отлив».

Краткие формы прилагательных – «красив, счастлив, нежен, верен, светел» – придают речи книжный характер и подчеркивают нарастающую отчужденность, холодок в отношениях. Стихотворение пронизано мотивом самолюбования – лирический герой нескромно сравнивает себя со звездой и говорит только о себе. Личные местоимение – «я» и «меня» – используются в тексте пять раз, а объединяющие местоимения «наше» и «мы» – лишь дважды.

Автор использует классический образ моря – символ непостоянства и свободы от обязательств. К. Д. Бальмонт проводит популярную мысль о том, что любое явление содержит отрицание самого себя – пресловутое единство и борьба противоположностей, тот самый отлив, таящийся в «разбеге прибоя».



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах