Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Странник» Ф. Тютчев

Угоден Зевсу бедный странник,
Над ним святой его покров!..
Домашних очагов изгнанник,
Он гостем стал благих богов!..

Сей дивный мир, их рук созданье,
С разнообразием своим,
Лежит развитый перед ним
В утеху, пользу, назиданье…

Чрез веси, грады и поля,
Светлея, стелется дорога, –
Ему отверста вся Земля –
Он видит все и славит Бога!..

Дата создания: 1830-е годы.

Анализ стихотворения Тютчева «Странник»

Произведение, созданное в 1829–30 гг., посвящено теме странничества, одной из знаковых в русской художественной словесности. Каким предстает многогранный лик Божьего человека в версии Тютчева? «Бедный странник» бесприютен, отлучен от тепла «домашних очагов», но его нельзя назвать покинутым и обездоленным. Скиталец, отверженный дольним миром, угоден божествам и оберегаем «святым покровом». Он подобен герою «Цицерона», ставшему «собеседником на пиру» у всемогущих обитателей Олимпа.

Страннику, свободному от земных забот, открывается разнообразие «дивного мира», созданного богами. Лирический субъект декларирует и многогранность целей, доступных нищему пилигриму: достижение духовного умиротворения, практическая польза, обретение знаний или опыта.

Финальный катрен начинается с изображения бескрайней панорамы пути. Предстоящая дорога получает положительные характеристики, выраженные деепричастием «светлея» и глаголом «стелется». В завершающем двустишии наступает кульминационный момент. Обобщающая формула «Отверста вся земля» моделирует открытую, дружелюбную и радостную модель мироздания, восходящую к библейской символике книги. Вдохновенный избранник, обладающий чудесным даром всевидения, добросовестно исполняет свою главную миссию, восславляя Бога.

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

Интонации приятия мира и глубинный смысл категории бедности объединяют стихотворение с поздним тютчевским творением «Эти бедные селенья…», где говорится о «смиренной наготе» и великом терпении русского крестьянства. Внешний убогий вид утаивает высокий сокровенный смысл, указывающий на искренность веры и чистоту духа. Поэтическое произведение завершает образ Христа, благословившего землю – скудную и бедную, но одухотворенную, родную и дорогую сердцу.



У Бальмонта 9 стихотворений с названием "Осень", вот 5:
– Осень (Белесоватое Небо, слепое, и ветер тоскливый…)
– Осень (Влага прохладною стала…)
– Осень (Вот они, мёрзлые глыбы…)
– Осень (Вы умрёте, стебли трав…)
– Осень (Как пламенеет огненная осень…)

25 января 1938 г. родился Владимир #Высоцкий.

21 января 1815 г. состоялся публичный экзамен в Царскосельском лицее, где А. С. Пушкин прочел «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовавший при этом Г. Державин произнес «Я не умер! Вот, кто заменит меня».


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах
ПС - попадаются словогрызы