Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Ветер» Б. Пастернак

Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.

1953 г.

Анализ стихотворения Пастернака «Ветер»

В 1955 году Пастернак завершил работу над ключевым своим прозаическим произведением – романом «Доктор Живаго». Книга получила высокую оценку за рубежом, после ее издания Бориса Леонидовича наградили Нобелевской премией по литературе. Советские власти приняли масштабный труд писателя без восторгов. Более того – началась травля Пастернака, продолжавшаяся до самой его смерти в 1960 году.

Роман заканчивается сборником, включающим в себя двадцать пять стихотворений. Согласно сюжету, они принадлежат перу главного героя – Юрия Андреевича Живаго. Под восьмым номером в тетради расположился «Ветер». Текст представляет собой не просто короткую пейзажную зарисовку, локальную картину. Борис Леонидович рисует перед читателями огромный весенний мир. Это свойственно и ранней лирике Пастернака – он предпочитал описывать кусок живой природы, отражая в нем все мироздание. Что же изменилось с годами? В позднем творчестве поэт цельность бытия начал выражать и подчеркивать в большей степени. Кроме того, в стихотворениях последних лет Борис Леонидович обрел высшую гармонию, приведя в равновесие чувства и мысли.

В романе «Доктор Живаго» важную роль играют два образа: сада и леса. Первый считается кольцевым. Книга начинается описанием кладбищенского огорода. Тетрадь стихотворений Юрия Андреевича завершается «Гефсиманским садом». Круг замыкается. Что касается образа леса, то он упоминается чаще как в прозаической части, так и в стихотворной. Появляется он и в анализируемом тексте. Пастернак упоминает лес, состоящий из сосен. Издавна это дерево считалось олицетворением возрождения природы, жизненной силы, бессмертия. Через образ сосны можно подойти к философской составляющей произведения. Основная тема стихотворения «Ветер» – тема смерти, воспринимаемая через призму просветленной мудрости. Физическая гибель – не есть завершение пути. Смерть преодолевается в духе чуда, что соотносится с христианской тематикой многих текстов, вошедших в тетрадь Живаго. Здесь появляется мотив поэта и поэзии. Гений может воздействовать на человечество мгновенно, словно быстрее времени, как Петр Великий, Ленин. В основу стихотворения положен другой тип чуда – спокойное присутствие стихотворца в будущем, как в случае с Пушкиным. Позднее творчество Пастернака – приятие и преодоление смерти, проходящее под знаком утешения и мудрости.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах