Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Апухтин

«Волшебные слова любви и упоенья…» А. Апухтин

* * *

Волшебные слова любви и упоенья
Я слышал наконец из милых уст твоих,
Но в странной робости последнего сомненья
      Твой голос ласковый затих.

Давно, когда, в цветах синея и блистая,
Неслася над землей счастливая весна,
Я помню, видел раз, как глыба снеговая
      На солнце таяла одна.

Одна… кругом и жизнь, и говор, и движенье…
Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи…
И в полдень снега нет, и радость обновленья
      До утра пели соловьи.

О, дай же доступ мне, моей любви мятежной,
О, сбрось последний снег, растай, растай скорей…
И я тогда зальюсь такою песней нежной,
      Какой не ведал соловей!

5 февраля 1859 г.

Анализ стихотворения А. Н. Апухтина «Волшебные слова любви и упоенья…»

Стихотворение написано в 1859 году молодым, полным творческих сил поэтом. Алексей Апухтин был не только душой компании, блестящим импровизатором и шутником, но и человеком с тонкой душевной организацией, очень ранимым и мнительным, несколько меланхоличным.

Произведение представляет собой восторженное осознание нового, всеохватного чувства лирического героя. Оно содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «волшебные слова», «милые уста», «странная робость» – ярко и образно характеризуют явления;
  • инверсию – «уст твоих», «голос ласковый», «неслася весна», «глыба снеговая», «бегут ручьи», «любви мятежной», «песней нежной», «не ведал соловей», пели (в контексте речи – глагол имеет значение «воспевали, славили») соловьи» – она позволяет гармонично выстроить рифмовку;
  • метафоры – «робость сомненья», «радость обновленья», «зальюсь песней» – дают возможность автору лаконично выразить мысль, сократить текст;
  • олицетворения – «счастливая весна, синея и блистая, неслася…», «мятежная любовь», «нежная песня», «солнце горит» – очеловечивая явления природы и даже чувства, автор делает их более понятными читателю, приближает их;
  • лексические повторы – «… таяла одна. Одна…», «… растай, растай скорей…» – использованы для выделения ключевых слов, автор ими подчеркивает трагизм одиночества и отчаянную мольбу о взаимности;
  • многосоюзие – «и жизнь, и говор, и движенье…» – выделяет каждый однородный член предложения, не давая затеряться ему в общем ряду;
  • умолчания – «Одна …», «говор, и движенье…», «бегут ручьи…», «растай скорей…» – незаконченные фразы заставляют читателя додумывать недосказанное;
  • риторическое восклицание – «… зальюсь песней…!»;
  • архаизмы – «уста», «ведал» – придают изложению нотки патетики, а сказанному – особую значимость;
  • междометия – «О, дай же…», «О, сбрось…» – обозначают высоту эмоций лирического героя и придают тексту некоторую театральность;
  • перифраз – «последний снег» – имеется в виду холодность, недоверие, проявляемое любимым человеком.

Лирического героя не устраивает дистанция, разделяющая его с любимым человеком, который сравнивается со снеговой глыбой. Он уверен, что только разделенное чувство позволит подняться на творческие высоты, мотивирует жить и делать добро, быть по-настоящему счастливым.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах