Pishi-stihi.ru »
Алексей Апухтин
«Волшебные слова любви и упоенья…» А. Апухтин
* * * Волшебные слова любви и упоенья Я слышал наконец из милых уст твоих, Но в странной робости последнего сомненья Твой голос ласковый затих. Давно, когда, в цветах синея и блистая, Неслася над землей счастливая весна, Я помню, видел раз, как глыба снеговая На солнце таяла одна. Одна… кругом и жизнь, и говор, и движенье… Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи… И в полдень снега нет, и радость обновленья До утра пели соловьи. О, дай же доступ мне, моей любви мятежной, О, сбрось последний снег, растай, растай скорей… И я тогда зальюсь такою песней нежной, Какой не ведал соловей!
5 февраля 1859 г.
Анализ стихотворения А. Н. Апухтина «Волшебные слова любви и упоенья…»
Стихотворение написано в 1859 году молодым, полным творческих сил поэтом. Алексей Апухтин был не только душой компании, блестящим импровизатором и шутником, но и человеком с тонкой душевной организацией, очень ранимым и мнительным, несколько меланхоличным.
Произведение представляет собой восторженное осознание нового, всеохватного чувства лирического героя. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «волшебные слова», «милые уста», «странная робость» – ярко и образно характеризуют явления;
- инверсию – «уст твоих», «голос ласковый», «неслася весна», «глыба снеговая», «бегут ручьи», «любви мятежной», «песней нежной», «не ведал соловей», пели (в контексте речи – глагол имеет значение «воспевали, славили») соловьи» – она позволяет гармонично выстроить рифмовку;
- метафоры – «робость сомненья», «радость обновленья», «зальюсь песней» – дают возможность автору лаконично выразить мысль, сократить текст;
- олицетворения – «счастливая весна, синея и блистая, неслася…», «мятежная любовь», «нежная песня», «солнце горит» – очеловечивая явления природы и даже чувства, автор делает их более понятными читателю, приближает их;
- лексические повторы – «… таяла одна. Одна…», «… растай, растай скорей…» – использованы для выделения ключевых слов, автор ими подчеркивает трагизм одиночества и отчаянную мольбу о взаимности;
- многосоюзие – «и жизнь, и говор, и движенье…» – выделяет каждый однородный член предложения, не давая затеряться ему в общем ряду;
- умолчания – «Одна …», «говор, и движенье…», «бегут ручьи…», «растай скорей…» – незаконченные фразы заставляют читателя додумывать недосказанное;
- риторическое восклицание – «… зальюсь песней…!»;
- архаизмы – «уста», «ведал» – придают изложению нотки патетики, а сказанному – особую значимость;
- междометия – «О, дай же…», «О, сбрось…» – обозначают высоту эмоций лирического героя и придают тексту некоторую театральность;
- перифраз – «последний снег» – имеется в виду холодность, недоверие, проявляемое любимым человеком.
Лирического героя не устраивает дистанция, разделяющая его с любимым человеком, который сравнивается со снеговой глыбой. Он уверен, что только разделенное чувство позволит подняться на творческие высоты, мотивирует жить и делать добро, быть по-настоящему счастливым.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑