«Вот так я сделался собакой» В. Маяковский
Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой –
взял бы
и все обвыл.Нервы, должно быть…
Выйду,
погуляю.
И на улице не успокоился ни на ком я.
Какая-то прокричала про добрый вечер.
Надо ответить:
она – знакомая.
Хочу.
Чувствую –
не могу по-человечьи.Что это за безобразие!
Сплю я, что ли?
Ощупал себя:
такой же, как был,
лицо такое же, к какому привык.
Тронул губу,
а у меня из-под губы –
клык.Скорее закрыл лицо, как будто сморкаюсь.
Бросился к дому, шаги удвоив.
Бережно огибаю полицейский пост,
вдруг оглушительное:
«Городовой!
Хвост!»Провел рукой и – остолбенел!
Этого-то,
всяких клыков почище,
я и не заметил в бешеном скаче:
у меня из-под пиджака
развеерился хвостище
и вьется сзади
большой, собачий.Что теперь?
Один заорал, толпу растя.
Второму прибавился третий, четвертый.
Смяли старушонку.
Она, крестясь, что-то кричала про черта.И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
толпа навалилась,
огромная,
злая,
я стал на четвереньки
и залаял:
Гав! гав! гав!
<1915>
Анализ стихотворения Маяковского «Вот так я сделался собакой»
Стихотворение «Вот так я сделался собакой» написано в 1915 году уже пользующимся большой популярностью молодым поэтом. И в нем чувствуется характерный авторский почерк В. В. Маяковского.
Композиционно стихотворение представляет собой эмоциональный монолог, обращенный к читателю и описывающий конкретную жизненную ситуацию.
Поэт использует следующие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «искусан злобой», «лицо луны» – создающие дополнительных персонажей стихотворения;
- риторические восклицания – «…это невыносимо!», «Что за безобразие!» – отражающие чувства лирического героя;
- риторические вопросы – «Сплю …, что ли?», «Что теперь?» – подчеркивают его растерянность перед необычным, загадочным явлением;
- инверсию – «могли бы вы», «луны гололобой», «не успокоился я», «сплю я», «развеерился хвостище» – выделяют последнее слова каждой фразы;
- авторские неологизмы – «обвыл», «скач», «развеерился», «растя»;
- эпитеты – «гололобая луна», «злая толпа» – формирующие зрительные образы;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) путем использования однокоренных слов – «злобой, злюсь»;
- умолчание – «Нервы…» – иллюстрирует высоту психологического напряжения героя;
- эллипсис – «весь как есть (я) искусан», «какая-то (женщина) прокричала», «она – (моя) знакомая», «хочу (ответить)» – неполные предложения, понятные лишь в контексте, парадоксально помогают автору ярче и короче выразить мысль;
- парцелляцию – «Хочу. Чувствую – не могу…» – создающую акцент на каждом обособленном фрагменте;
- метафоры – «толпу растя», «усища-веники», «удвоив шаги»;
- устойчивые разговорные выражения – «весь как есть», почище» – приближающие автора к читателю;
- сравнение – «обвыл бы, как собака»;
- междометия – «Гав! гав! гав!» – усиливающие реалистичность описания.
Обилие глаголов наполняет произведение действием, причем глаголы несовершенного вида – «злюсь, хочу, чувствую, не могу, сплю, огибаю» – вступают в перекличку с глаголами совершенного вида – «искусан, успокоился, ощупал, тронул, закрыл, бросился, провел, остолбенел, заметил, стал, залаял», изображая переживаемые чувства и намерения лирического героя.
Забавное на первый взгляд стихотворение с элементами фантастики имеет глубокий философский смысл – автор показывает, что злоба расчеловечивает, меняет облик буквально. Лирический герой, переживающий пугающую метаморфозу, наказан за свою распущенность, потакание страстям.
С другой стороны, лай становится гипотетической угрозой неспособного докричаться до людей, отчаявшегося человека. Автор противопоставляет себя-собаку озверевшей толпе.
Ведь поэт-главарь, горлан с вечной сигаретой в зубах на самом деле был тонко организованной, до конца непонятой личностью. Лай – это знак отчаяния, подобный выпаду борца на ринге, исчерпавшего иные возможности поразить противника.
В. В. Маяковский в рамках стихотворения призывает нас в любых обстоятельствах оставаться людьми, как бы тяжело это не было.