«Всё кончено…» В. Брюсов
Всё кончено, меж нами связи нет…
А. ПушкинЭта светлая ночь, эта тихая ночь, Эти улицы, узкие, длинные! Я спешу, я бегу, убегаю я прочь, Прохожу тротуары пустынные. Я не в силах восторга мечты превозмочь, Повторяю напевы старинные, И спешу, и бегу, – а прозрачная ночь Стелет тени, манящие, длинные. Мы с тобой разошлись навсегда, навсегда! Что за мысль, несказанная, странная! Без тебя и наступят и минут года, Вереница неясно туманная. Не сойдёмся мы вновь никогда, никогда, О любимая, вечно желанная! Мы расстались с тобой навсегда, навсегда… Навсегда? Что за мысль несказанная! Сколько сладости есть в тайной муке мечты. Этой мукой я сердце баюкаю, В этой муке нашёл я родник красоты, Упиваюсь изысканной мукою. «Никогда мы не будем вдвоём, – я и ты…» И на грани пред вечной разлукою Я восторгов ищу в тайной муке мечты, Я восторгами сердце баюкаю.
14 ноября 1895 г.
Сборник «Chefs d’oeuvre», раздел «Стихи о любви: Полдень Явы».
Анализ стихотворения Брюсова «Всё кончено»
Стихотворение «Всё кончено…» (дата создания 14 ноября 1895 года) В. Я. Брюсова входит в сборник «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») в цикл «Полдень Явы». Весь этот раздел, как считают исследователи творчества поэта, посвящён М. П. Ширяевой, или просто Мане, как называл эту женщину Валерий Яковлевич в своих записях.
Эпиграфом являются строки «Всё кончено: меж нами связи нет…» Александра Сергеевича Пушкина. Уже из них читателю становится ясно, что в этом произведении Валерий Яковлевич, выступающий в роли лирического героя, расстаётся со своей возлюбленной. Вот, что он сам писал в дневнике: «Вчера виделся с Маней (случайно – встретился в пути) – скучно и горько… Написал стихотворение «Прощай» («Эта светлая ночь…»). В результате холод в душе – точно и в самом деле простился».
Это произведение состоит из трёх восьмистиший. Рифма во всех строфах перекрёстная (abababab). Стихотворный размер – анапест.
При изучении стихотворения у читателя легко может появиться впечатление, что оно создано сразу после тяжёлого разговора, поставившего точку в любовной истории. Строки наполнены напряжением, слог неровен. Поэт часто применяет рефрены («тени, манящие, длинные», «никогда, никогда»). Часто он повторяет целые строки с небольшими изменениями:
Этой мукой я сердце баюкаю,
…
Я восторгами сердце баюкаю.
Интересный приём использован, чтобы передать тоску лирического героя. Поэт постоянно употребляет слова, содержащие долгий согласный звук «н»: «странная», «старинные», «желанная», «тени», «несказанная», «родник». Благодаря этой аллитерации стихотворение словно звенит на одной печальной ноте и напоминает стон.
В тексте мы можем встретить эмоциональные возгласы, риторические вопросы. Не менее часты и паузы, выраженные многоточиями. Складывается ощущение, что герой то преисполняется какого-то отчаянного воодушевления, то окончательно падает духом. Особенно это заметно по восклицанию «Мы с тобой разошлись навсегда, навсегда!», но уже к концу строфы пыл спадает, и поэт задумчиво произносит: «Мы расстались с тобой навсегда, навсегда…».
Сбивчивая речь часто бывает у тех, кто расстроен. А как может не быть расстроен человек, который только что расстался с любимой женщиной?! В этом состоянии легко усугублять напряжение. Автор делает это с помощью градации. Читатель может заметить её в описании окружающего мира («улицы узкие, длинные») и поведения лирического героя («Я спешу, я бегу, убегаю я…»). Преувеличение отмечается и в эпитетах, которые Валерий Яковлевич применяет по отношению к своим чувствам. Боль от прощания он называет «изысканной мукой», а само расставание – «вечной разлукой», хотя, скорее всего, он сможет ещё увидеть предмет своей страсти.