«Я уезжаю. Замирает…» А. Фет
* * * Я уезжаю. Замирает
В устах обычное «прости».
Куда судьба меня кидает?
Куда мне грусть мою нести?Молчу. Ко мне всегда жестокой
Была ты много, много лет, –
Но, может быть, в стране далекой
Я вдруг услышу твой привет.В долине иногда, прощаясь,
Крутой минувши поворот,
Напрасно странник, озираясь,
Другого голосом зовет.Но смерклось, – над стеною черной
Горят извивы облаков, –
И там, внизу, с тропы нагорной
Ему прощальный слышен зов.
Середина 1850-х гг.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стихотворения Фета «Я уезжаю. Замирает…»
Стихотворение «Я уезжаю. Замирает…» не имеет точной датировки. Литературоведы считают, что А. А. Фет создал его между 1854 и 1856 гг., судя по положению произведения в тетради автографов за 1854–1859 гг. Впервые оно было напечатано в книге «Вечерние огни. Собрание неизданных стихотворений А. Фета», вышедшей в 1883 году.
Произведение состоит из четырёх четверостиший, два из которых освещают личные впечатления лирического героя, в этом качестве выступает сам поэт. Два последних – метафорическая зарисовка, призванная передать настроение и углубить смысл стихотворения.
Следует отметить, что произведение написано четырёхстопным ямбом. Способ сочетания строк в строфах – перекрёстная рифма (abab). В стихотворении используются анафоры и риторические вопросы («Куда судьба… Куда мне…»), эпитеты («прощальный зов», «крутой поворот»), повторы («много-много»).
Читая первые строфы стихотворения, мы предполагаем, что лирический герой собирается в путешествие. Он прощается с кем-то. Нельзя здесь не отметить эффектное выражение «замирает в устах». Нам легко представить, как звуки прощания становятся всё тише в этой печальной атмосфере.
Впрочем, судя по эпитету «обычное прости», мы можем сделать вывод, что поэта не слишком беспокоит скорая разлука. Более того, он сообщает, что некто неназванный, таинственная «она», была к нему жестока на протяжении долгого времени. Тогда отъезд можно воспринимать как освобождение. Но герой всё же тревожится о своём будущем, бросая в тишину вопросы, остающиеся без ответа.
Во второй части произведения автор повествует о путниках, идущих по горной дороге. Путь опасен, об этом свидетельствуют эпитеты «крутой поворот», «нагорная тропа». Странники разделяются в долине, но один из них, преодолев кручу, испытывает страх или тоску и зовёт другого. Но тот откликается только тогда, когда путников разделяет уже большое расстояние.
Думается, этот нехитрый сюжет является метафорой нашей трудной, непредсказуемой жизни с её неожиданными поворотами и бедами. Это она жестока по отношению к лирическому герою. Её капризы вынуждают его покидать привычные места и пускаться в путь, т. е. искать новые способы существования, приспосабливаться к изменившимся условиям. Есть в стихотворении и образ смерти. Он скрывается за эпитетами «чёрная стена», «страна далёкая». Смерть одинаково страшит и лирического героя, и путников. Потому-то странник тянется к своему товарищу, ведь пройти этот путь в одиночку так нелегко.