Как писать стихи

«Я уезжаю. Замирает…» А. Фет


«Я уезжаю. Замирает…» Афанасий Фет

Я уезжаю. Замирает
В устах обычное «прости».
Куда судьба меня кидает?
Куда мне грусть мою нести?

Молчу. Ко мне всегда жестокой
Была ты много, много лет, —
Но, может быть, в стране далекой
Я вдруг услышу твой привет.

В долине иногда, прощаясь,
Крутой минувши поворот,
Напрасно странник, озираясь,
Другого голосом зовет.

Но смерклось, — над стеною черной
Горят извивы облаков, —
И там, внизу, с тропы нагорной
Ему прощальный слышен зов.

Анализ стихотворения Фета «Я уезжаю. Замирает…»

Стихотворение «Я уезжаю. Замирает…» не имеет точной датировки. Литературоведы считают, что А. А. Фет создал его между 1854 и 1856 гг., судя по положению произведения в тетради автографов за 1854-1859 гг. Впервые оно было напечатано в книге «Вечерние огни. Собрание неизданных стихотворений А. Фета», вышедшей в 1883 году.

Произведение состоит из четырёх четверостиший, два из которых освещают личные впечатления лирического героя, в этом качестве выступает сам поэт. Два последних – метафорическая зарисовка, призванная передать настроение и углубить смысл стихотворения.

Следует отметить, что произведение написано четырёхстопным ямбом. Способ сочетания строк в строфах – перекрёстная рифма (abab). В стихотворении используются анафоры и риторические вопросы («Куда судьба… Куда мне…»), эпитеты («прощальный зов», «крутой поворот»), повторы («много-много»).

Читая первые строфы стихотворения, мы предполагаем, что лирический герой собирается в путешествие. Он прощается с кем-то. Нельзя здесь не отметить эффектное выражение «замирает в устах». Нам легко представить, как звуки прощания становятся всё тише в этой печальной атмосфере.

Впрочем, судя по эпитету «обычное прости», мы можем сделать вывод, что поэта не слишком беспокоит скорая разлука. Более того, он сообщает, что некто неназванный, таинственная «она», была к нему жестока на протяжении долгого времени. Тогда отъезд можно воспринимать как освобождение. Но герой всё же тревожится о своём будущем, бросая в тишину вопросы, остающиеся без ответа.

Во второй части произведения автор повествует о путниках, идущих по горной дороге. Путь опасен, об этом свидетельствуют эпитеты «крутой поворот», «нагорная тропа». Странники разделяются в долине, но один из них, преодолев кручу, испытывает страх или тоску и зовёт другого. Но тот откликается только тогда, когда путников разделяет уже большое расстояние.

Думается, этот нехитрый сюжет является метафорой нашей трудной, непредсказуемой жизни с её неожиданными поворотами и бедами. Это она жестока по отношению к лирическому герою. Её капризы вынуждают его покидать привычные места и пускаться в путь, т. е. искать новые способы существования, приспосабливаться к изменившимся условиям. Есть в стихотворении и образ смерти. Он скрывается за эпитетами «чёрная стена», «страна далёкая». Смерть одинаково страшит и лирического героя, и путников. Потому-то странник тянется к своему товарищу, ведь пройти этот путь в одиночку так нелегко.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах