Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Как ночь» К. Бальмонт

Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,
Глядящая, как ночь, фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне – такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая ночь.

Ее единый взгляд проник до глуби тайной,
Где в зеркале немом – мое другое я,
И я – как лик ея, она – как тень моя,
Мы молча смотримся в затон необычайный,
Горящий звездностью, бездонностью и тайной.

Сборник «Зарево зорь» (1912). Раздел «Камень голубой».

Анализ стихотворения Бальмонта «Как ночь»

«Как ночь» – стихотворение 1912 года, вошедшее в сборник «Зарево зорь» К. Д. Бальмонта. Считается, что произведения этой книги, а особенно – цикла «Камень голубой», посвящены возлюбленной поэта Елене Константиновне Цветковской.

Композиционно произведение представляет собой два пятистишия. Схематически строки можно изобразить в виде схемы abbaa cddcc. В строфах использован прием эпифора – последние слова первых и последних строчек повторяются. Размер стихотворения можно определить как пятистопный ямб.

Произведение рисует перед читателем картину густой тьмы. Слово «ночь» так часто встречается в тексте, что можно ясно ощутить как темнота сгущается вокруг. Этому способствуют многочисленные аллитерации. Первая строфа словно окутывает своими чарами, шепча: «очами», «лучами», «точь-в-точь», «вкрадчивая».

Вторая строфа звучит словно стеклянно. Центральное место в ней занимает образ зеркала – словно в его поверхности отражаются образы героев, глядящих друг другу прямо в глаза. Это впечатление создается благодаря постоянному звону сонорных согласных, в частности, звуку «н» – «единый», «проник», «немом», «затон», «бездонностью».

В стихотворении присутствует характерная лексика Бальмонта. Встречаются существительные с типичными для поэта суффиксами («бездонность», «звездность»). Автор одухотворяет ночь, называя ее будто по имени, поэтому это слово употребляется с большой буквы.

Ничего не существует в стихотворении, кроме магии, окружающей его героев. Бальмонт не называет имен, не предлагает портретов. Его «мы», «я», «она» – не более чем духи, встретившие друг друга в бесконечности космоса. Вокруг лишь черное пространство, где изредка поблескивают искры цвета. То сверкнут глаза:
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами…
То вспыхнет звезда в отдалении:
Мы молча смотримся в затон необычайный,
Горящий звёздностью, бездонностью, и тайной.

Представляется, что в героине автор видит свое гармоничное отражение, продолжение себя. Этот образ близнецов и одновременно любовников тесно связан с многочисленными мифологическими образами, с которыми Константин Дмитриевич столкнулся во время своих путешествий по миру. Легко представить на месте героев стихотворения египетских богов Осириса и Исиду, индийских божеств и других мифологических существ, связанных такой же таинственной связью.

В этом стихотворении автор продолжает, хотя и не так заметно, тему сверхчеловека. На этот раз в его пантеон входят и другие люди, его возлюбленные. Его герои выступают как боги, духи, творящие собственную реальность и остающиеся для остальных мистическими созданиями.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийКороткие стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах