Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Осень пришла…» Г. Иванов

Мертвую девушку в поле нашли.
Вялые травы ей стан оплели.

Взоры синели, как вешние льды.
В косах – осколки вечерней звезды.

Странной мечтою туманился лик.
Серый ковыль к изголовью приник.

Плакала тихо вечерняя мгла.
Небо шептало, что осень пришла…

<1912>

Анализ стиха Г. Иванова «Осень пришла…»

Стихотворение опубликовано в 1912 году. Оно вошло в сборник «Отплытие на остров Цитеру» и как нельзя более точно отражает мироощущение поэта в тот период. Иванов стоит как бы на распутье: он еще не определил свое литературное кредо и хочет ярко заявить о себе в литературных и окололитературных кругах.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексику высокого стиля – «стан», «лик», «взор», «приник», которая вносит ноты торжественности, удачно передает глобальный характер природных изменений;
  • эпитеты – «вешние льды», «вечерняя звезда»;
  • метафоры – «осколки звезды», «туманился мечтою»;
  • инверсию – «туманился лик», «плакала мгла», формирующую стихотворный размер;
  • олицетворения – «ковыль приник», «мгла плакала», «небо шептало», «осень пришла», «лик туманился (то есть принимал неопределенное выражение)»;
  • сравнение – «синели, как льды» – делает речь выразительной;
  • эллипсис – «в косах – (запутались) осколки» – придает изложению легкость, динамичность без потери смысла;
  • умолчание – «осень пришла…» – заставляет читателя домысливать последствия произошедшего;
  • аллитерацию – «шептало, что … пришла» – глухие согласные имитируют шелест – шепот трав.

Зачин стихотворения эпатирует читателя и создает интригу. Таким образом поэт, явно находящийся под влиянием творчества Ф. Сологуба, которого занимала эстетика смерти, описывает агонизирующую природу, очеловечивает ее. Вялые травы, плачущая дождем мгла, угасающий день, обреченный шепот неба, расколотые звезды – все это приметы умирания. Осень еще красива, она еще способна поразить синевой взора и пышностью кос, но признаки распада явны – черты лица неясны и пугающе загадочны.

Поэт удачно использует традиционный былинный образ ковыля как символа печали, траура – именно в него падают с коней смертельно раненые богатыри, по нему безвозвратно развеивается недолгое веселие Ярославны. В контексте речи седой ковыль, словно сидящий у изголовья родственник, оплакивает кончину природы.

Странным в контексте речи кажется слово «взоры» во множественном числе: очевидно, автор подразумевает слово «глаза», которое нарушило бы стихотворный размер. Определение «вешние», то есть весенние, готовые растаять, противоречит тематике стихотворения, посвященного осени. Их синий цвет является, возможно, отсылкой к холодной и прозрачной голубизне осеннего неба.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах