Как писать стихи

«Первый бал» М. Цветаева


«Первый бал» Марина Цветаева

О, первый бал — самообман!
Как первая глава романа,
Что по ошибке детям дан,
Его просившим слишком рано,

Как радуга в струях фонтана
Ты, первый бал, — самообман.
Ты, как восточный талисман,
Как подвиги в стихах Ростана.

Огни сквозь розовый туман,
Виденья пестрого экрана…
О, первый бал — самообман!
Незаживающая рана!

Анализ стихотворения Цветаевой «Первый бал»

Сборник Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», куда входит стихотворение «Первый бал», был холодно встречен критиками. Если предшествующий ему «Вечерний альбом» современники хвалили, то эта книга не снискала симпатий публики. Например, Н. С. Гумилёв отмечал, что «стих уже не льётся весело и беззаботно». И с этим высказыванием поэта вполне можно согласиться, ведь многие произведения «Фонаря» повествуют уже об иной, нежели в «Вечернем альбоме», поре. Не о добром детстве рассказывает Марина Ивановна в этих стихотворениях, а о юности. Иногда о счастливом молодом времени, а нередко и о первых разочарованиях и печалях.

Именно об этом идёт речь в стихотворении «Первый бал». Произведение это небольшое. Оно состоит из трёх строф, написанных четырёхстопным ямбом. Четверостишия рифмуются неодинаково: первое и третье имеет перекрёстную рифму, а второе – кольцевую.

«О, первый бал – самообман!» – осуждающе восклицает Марина Ивановна. Странно, что автор ругает это, казалось бы, прекрасное событие. Ведь мы помним по произведениям классиков XIX века, как ждали юные дворяне своего первого бала. С каким трепетом девочки предвкушали, как впервые выйдут в свет в новых платьях. Как будут кружиться с благородными кавалерами в утончённых вальсах. Для многих из них бал был своего рода инициацией, ритуалом, сопровождавшим их вступление во взрослую жизнь. Здесь заводили полезные связи. Кроме того, именно на таких вечерах юноши и девушки впервые влюблялись. Как же можно называть это мероприятие самообманом, если во время него с молодёжью происходит столько важного и чудесного?

Однако не для всех бал проходил гладко. Например, если юноша или барышня обладали внимательным взглядом и острым умом, они могли заметить, что общество вовсе не так благородно, как казалось прежде. Что собравшиеся в зале люди интригуют, сплетничают, непристойно себя ведут и т. д. Тогда ореол праздничности спадает и с самого бала, и с взрослой жизни, которую он символизировал.

Потому-то начальную фразу стихотворения мы ещё не раз встретим в других строфах. С помощью рефренов автор усиливает горечь от разочарования. Этой же цели служат оригинальные сравнения, на которых, в сущности, построено стихотворение. Они показывают, насколько не соответствуют мечты, почерпнутые у поэтов-романтиков, тому, что ждёт юное поколение в реальности.

Ещё один эффектный приём – звуковые повторы. В тексте произведения постоянно звучит слог «ан», напоминающий звон стекла – холодной материи, способной искажать вид вещей и наносить увечья, «незаживающие раны».

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах