«Жеребёнок» С. Чёрный
Хвост косичкой,
Ножки – спички,
Оттопырил вниз губу…
Весь пушистый, золотистый,
С белой звездочкой на лбу.
Юбку, палку,
Клок мочалки –
Что ни видит, все сосет.
Ходит сзади тети Нади,
Жучку дразнит у ворот.Выйдет в поле –
Вот раздолье!
Долго смотрит вдаль и вдруг
Взвизгнет свинкой,
Вскинет спинкой
И галопом к маме в луг.
1921 г.
Анализ стиха С. Черного «Жеребенок»
Стихотворение «Жеребенок» написано в 1921 году и в очередной раз демонстрирует удивительную способность поэта встать на одну ступень с ребенком и вести с ним живой занимательный разговор. Произведение несет мощный гуманистический посыл и ярко характеризует самого автора как тонко чувствующего человека, не стыдящегося своей сентиментальности. Благодаря удивительному дару С. Черного дети учатся видеть красоту поэтического слова и считывать мягкую иронию.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- сравнения – «хвост косичкой», «взвизгнет свинкой» – сопоставляя понятия, автор детально описывает детали экстерьера и поведения жеребенка в понятных малышу категориях;
- эллипсис – «галопом (помчится) к маме …», «выйдет в поле – (и подумает) вот раздолье…» – намеренные пропуски слов позволяют поэту сформировать стихотворный размер;
- метафору – «ножки – спички», в основе которой лежит сравнение;
- умолчание – «Оттопырил вниз губу…» – заставляет читателя домысливать образ детеныша, подчеркивает естественность поведения животного;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «косичка», «звездочка» – отражают любовное отношение к смешному несмышленому детенышу;
- частотность рядов однородных членов предложения – «юбку, палку, клок», «пушистый, золотистый, с … звездочкой», «ходит, дразнит», «смотрит, взвизгнет, вскинет (то есть поднимет резким движением)» – в доступной ребенку форме описывают динамику и многообразие предметного мира, его красоту и сложность;
- риторическое восклицание – «Вот раздолье!» – подчеркивает радость жизни, непреодолимое желание жеребенка двигаться, резвиться;
- разговорную лексику – «оттопырил» – для усиления наглядности;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «все сосет», она выступает средством звукописи, звукоподражания при сосании.
Читая трогательное стихотворение, читатель чувствует умиление и нежность и осознает удивительное сходство поведения малышей человеческих и звериных.
Стихотворение знакомит детей младшего возраста с сильным и умным животным, силу и ум которого они, возможно, не могли оценить в городских условиях. Используя естественный интерес малышей к живой природе, автор учит доброжелательному отношению и к людям как ее неотъемлемой части, учит заботливости и чуткости, бережному отношению, побуждает и сочувствовать, и сопереживать.
Автор: Саша Чёрный