«Храм солнца» И. Бунин
Шесть золотистых мраморных колонн,
Безбрежная зеленая долина,
Ливан в снегу и неба синий склон.Я видел Нил и Сфинкса-исполина,
Я видел пирамиды: ты сильней,
Прекрасней, допотопная руина!Там глыбы желто-пепельных камней,
Забытые могилы в океане
Нагих песков. Здесь радость юных дней.Патриархально-царственные ткани –
Снегов и скал продольные ряды –
Лежат, как пестрый талес на Ливане.Под ним луга, зеленые сады
И сладостный, как горная прохлада,
Шум быстрой малахитовой воды.Под ним стоянка первого номада.
И пусть она забвенна и пуста:
Бессмертным солнцем светит колоннада.В блаженный мир ведут ее врата.
6 мая 1907 г., Баальбек.
Анализ стихотворения Бунина «Храм солнца»
Под этим произведением автор поставил не только дату – 6 мая 1907 г., но обозначил и место создания – Баальбек. Знаменитый и загадочный город-храм расположен недалеко от Бейрута, нынешней столицы Ливана. Архитектура Баальбека поражает воображение своими масштабами и качеством обработки камня. Крупнейшим из сохранившихся шедевров является терраса с колоннами Храма Юпитера, высота каждой из которых превышает 20 м. «Храм Солнца» – стихотворение, порожденное впечатлениями от грандиозной постройки.
Художественное пространство произведения соответствует названию: оно пронизано светом и солнцем, радостными и восхищенными интонациями. Общему настроению вторит пейзажная зарисовка: акценты сделаны на яркие и чистые оттенки золотистого, синего, зеленого, а также белоснежного цвета снежных горных вершин.
Вторая особенность пространства – его безбрежность. Солнечная панорама захватывает небо и горы, луга и сады. Тишину гармоничной картины нарушает лишь один звук – журчание воды, идущее от горного потока. Шум ручья становится элементом, дополняющим прекрасный пейзаж: он наделяется оценкой «сладостный» и сравнивается с приятной прохладой.
Скалы и снежные вершины характеризуются сложным торжественным эпитетом «патриархально-царственные» и получают сравнение с пестрой национальной накидкой.
Второй и третий терцеты содержат развернутую антитезу, в которой храм Солнца, идеально вписанный в ландшафт, противопоставляется достопримечательностям Египта. Герой открыто признает превосходство колоннады Баальбека, обращаясь к ней, как к собеседнику. Антитеза строится по признакам: «там» – «здесь», «забвение» – «жизнь», «старость» – «молодость». Лаконичный африканский пейзаж намеренно лишен привлекательных красок. Стены пирамид – тусклые, «желто-пепельные», а пески – «нагие», бедные, лишенные растительности.
В финале образ древних «допотопных» руин сливается с солнцем, которое наделяется эпитетом «бессмертное». Пейзаж приобретает символическое значение, что подчеркнуто на уровне композиции: последняя строка дана не в составе терцета, а отдельно. Колоннада храма Солнца расположена на пороге «блаженного мира» вечности. Приобщение к категориям непостижимого и вневременного порождает взрыв положительных эмоций героя и светлый торжественный тон стихотворения, не омраченный нотами грусти.
Автор: Иван Бунин