Как писать стихи

«Конь морской» Ф. Тютчев


«Конь морской» Фёдор Тютчев

О рьяный Конь, о Конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком божьем поле —
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!

Люблю тебя, когда стремглав
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег
И — в брызги разлетишься!..

Анализ стихотворения Тютчева «Конь морской»

Герой Тютчева очарован мощью, красотой и изменчивостью морской стихии. По признанию, появляющемуся в финале «Как хорошо ты, о море ночное…», вид гремящих сверкающих волн и высоких звезд настолько прекрасен и торжественен, что душа готова раствориться в гармонии величественной панорамы. «Вольный простор» водной глади подобен живому существу, наделенному способностями дышать, передвигаться и даже менять свое настроение.

Анализируемое произведение, также посвященное морской теме, появилось в 1830 г. Даты создания и первой публикации отделены друг от друга почти полувековой дистанцией.

Основой образной системы «Коня» послужила развернутая метафора — художественный прием, типичный для тютчевской поэтики. В бурных волнах лирическому герою видится изящный силуэт резвого скакуна. В названии отразился оригинальный фантастический образ полного сил животного, будто созданного из бледно-зеленой морской воды, обильной пены и разноцветных брызг.

В первой строфе автор дает характеристику изменчивому нраву своего персонажа, привлекая сложные эпитеты. Четвероногий красавец то ласков и послушен, то игрив и непокорен. Приводится его краткая предыстория, окрашенная романтическим колоритом и продиктованная сказочными мотивами. Коня воспитал могучий вихрь, передав ему свои качества: свободолюбие, энергичность, уверенную, «надменную силу». Показательно условное иносказательное наименование местности, ставшей родиной скакуна, — безбрежное «божье поле».

Любуясь естественной красотой героя-животного, во второй строфе лирический повествователь сосредоточивается на эпизоде, когда резвый персонаж устремляется к берегу. Стремительность движения подчеркивается разнообразными деталями: растрепанная густая грива, «пар и мыло». Скорый бег сопровождается звуковым образом — веселым, звонким ржанием. Зафиксирован момент исчезновения фантастического млекопитающего: он происходит, когда прибой разбивается о берег. Фрагмент лишен трагического начала, поскольку кажущееся странным поведение воображаемого существа не подчиняется логике реальной жизни, и конь вновь поднимется из морской пучины, чтобы преобразиться в облако мелких брызг. Конец, предопределенный могучему персонажу, служит символическим выражением хаотического начала, одним из проявлений которого выступает неукротимая стихия воды.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах