Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Скрипка стонет под горой…» А. Блок

* * *

Скрипка стонет под горой.
В сонном парке вечер длинный,
Вечер длинный – Лик Невинный,
Образ девушки со мной.

Скрипки стон неутомимый
Напевает мне: «Живи…»
Образ девушки любимой –
Повесть ласковой любви.

10 июня 1903 г., Bad Nauheim.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Распутья» (1902–1904).

Анализ стихотворения Блока «Скрипка стонет под горой…»

Обручившись с будущей супругой в конце весны 1903 г., начало лета молодой поэт проводит в немецком Бад-Наухайме. Он сопровождает мать, поехавшую на воды подлечить слабое сердце. Уютный городок, свидетель первой влюбленности, трижды становился пунктом блоковских путешествий.

Спокойная курортная атмосфера передана в стихотворении, датированном июнем 1903 г. Неторопливый ход жизни отображен в образе «сонного парка». Время, не отмеченное динамичными событиями, кажется бесконечным: по этой причине вечер получает эпитет «длинный». Эффект растянутого времени поддерживают средства звукописи с опорой на удвоенный сонорный «н». В рамках двустишия автор концентрирует четыре примера аллитерации. Последний компонент ряда, «Лик Невинный», знаменует поворот лирической темы. Умиротворенная обстановка не мешает концентрации мыслей, располагая к воспоминаниям.

Тишину нарушают лишь звуки скрипки. О важности акустического образа свидетельствуют особенности его расположения в тексте: упоминания о музыкальном инструменте начинают обе строфы. Образ скрипки персонифицируется. Ему приписывается способность издавать стон, причем безустанно, неутомимо.

Интересно, что блоковская трактовка вносит изменения в значение общеупотребительного глагола «стонать», примененного в отношении смычкового инструмента. На первый план выходят признаки протяжности, однообразия, заунывности мелодии, а коннотации болевых ощущений, мучений и скорби оказываются не актуальными. Процесс трансформации семантики продемонстрирован в начале второго катрена. Мелодия, исполняемая на скрипке, оказывает позитивное влияние на внутреннее состояние субъекта речи: ободряет его, взывает к активному началу.

В облике возлюбленной, который порожден спокойным и почти неподвижным окружением, парадоксальным образом сочетаются возвышенное и земное. Метафора, уподобляющая личную историю любви «повести» на романтическую тему, указывает на гармоничность отношений героев и придает финалу оптимистическое звучание. Мысленно преодолев вынужденную разлуку, лирический субъект справляется с тоской и скукой, вызванными отсутствием избранницы.

О медленно тянущемся времени говорится и в произведении «Очарованный вечер мой долог…» Герой этого текста живет ожиданием «неведомой встречи» со своим идеалом. Он предчувствует, что оцепенение настоящего скоро сменится динамичным движением, подобным полету птицы.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах