«Природа (Спокойно маленькое озеро…)» Н. Гумилёв
Спокойно маленькое озеро,
Как чаша, полная водой.
Бамбук совсем похож на хижины,
Деревья – словно море крыш.А скалы острые, как пагоды,
Возносятся среди цветов.
Мне думать весело, что вечная
Природа учится у нас.
<1918>
Анализ стихотворения
Точная дата создания произведения осталась неизвестной. «Природу» относят к 1918 г. – времени выхода сборника «Фарфоровый павильон», в который вошло стихотворение. Эта поэтическая книга – особое явление в творчестве Гумилева: она содержит вольные переводы стихотворений китайских авторов, доступные поэту в переложении из французских источников. Языки трех стран и культур, преломленные в художественном мире лирического героя, создают оригинальную философскую картину – очередной этап в авторских поисках путей преодоления дисгармонии внешнего мира.
«Природа» – изящная стихотворная миниатюра, написанная белым стихом. Ее композиция построена на комплексе сложных метафор, компоненты которых переставлены местами. В глазах лирического субъекта озеро уподобляется полной чаше, бамбук – хижинам, вершины деревьев – «морю крыш», острые горные пики – пагодам. В этих соответствиях первичными становятся реалии, созданные руками человека, а естественные детали пейзажа трактуются как следствие, сходное с первыми компонентами по некоторым из признаков. В результате достигается свежий эффект обратного движения смысла – от второстепенного значения к прямому.
Интересно, что среди необычных форм возникает и троп в традиционной интерпретации: метафора «море крыш» демонстрирует обычную композицию художественно-стилистической фигуры.
В финальном двустишии содержится философский вывод, сопровождаемый наречием «весело». Лирического героя забавляет собственное предположение о том, что «вечная природа» может стать ученицей рода человеческого. Пейзаж с перевернутой логикой расценивается как вариант интеллектуальной игры, которая требует внимательности и спокойной сосредоточенности от наблюдателя. Именно такие интонации возникают в зачине стихотворения, изображающем невозмутимую гладь небольшого озерца.
Лирическая ситуация произведения предполагает, что герой не мыслит себя вне природного мира, способного залечить душевные раны и принести желанное умиротворение. Подобный мотив – один из ведущих в стихотворениях «Фарфорового павильона». Наблюдение за видами природы становится одним из излюбленных занятий для персонажей сборника: компания друзей, плывущих в лодке, занята толкованием узоров из «легких туч», а герой-поэт влюбляется в «прекрасную богиню» – луну, и даже чувствует ее небезразличие.
Автор: Николай Гумилёв