«Я помню час глухой, бессонной ночи…» А. Блок
* * * Я помню час глухой, бессонной ночи,
Прошли года, а память всё сильна.
Царила тьма, но не смежились очи,
И мыслил ум, и сердцу – не до сна.Вдруг издали донесся в заточенье
Из тишины грядущих полуснов
Неясный звук невнятного моленья,
Неведомый, бескрылый, страшный зов.То был ли стон души безбожно-дикой,
И уж тогда не встретились сердца?
Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
Мой милый друг, враждебный до конца.
27 июня 1901 г., с. Боблово.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Я помню час глухой, бессонной ночи…»
Стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Блока, написано в июне 1901 года в Боблово, усадьбе, принадлежащей Д. И. Менделееву, который превратил его в настоящий райский уголок. Тем не менее двадцатилетнего поэта не оставляют размышления о сущностных, мировоззренческих вопросах.
Стихотворение «Я помню час глухой, бессонной ночи…» написано в жанре философской лирики. Основные его образы – символы. Художественный мир Блока полон ими. Например, «полусон» и «ночь» – символы неопределенности, внутреннего разлада, помрачения и холодности, прежде всего – душевной.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «прошли года», «царила тьма», «не смежились очи», «мыслил ум», «донесся звук», «души дикой», «встретились сердца», «наперсник двуликий», она позволяет выдержать стихотворный размер;
- олицетворения – «память сильна», «тьма царила», «ум мыслил», «сердцу не до сна», «бескрылый зов», «стон души», «сердца встретились» – помогают доступно объяснить сложные душевные движения, чувства лирического героя;
- обращение – «наперсник (доверенный человек) мой двуликий (в значении двуличный, неискренний)» – иллюстрирует двойственность, противоречивость любого явления;
- контекстуальные антонимы – «милый – враждебный»;
- контекстуальные синонимы – «неясный, невнятный» – позволяют точнее описать явление;
- многосоюзие – «и мыслил, и … не до сна» – выделяет каждый связанный с союзом фрагмент предложения;
- эпитеты – «глухая ночь», «страшный зов», «милый друг» – выступают исчерпывающими характеристиками явлений;
- эллипсис – «сердцу (было) – не до сна»;
- архаизмы – «очи», наперсник» – придают изложению возвышенный тон;
- лексику высокого стиля – «царила», «неведомый», «грядущие»;
- метафору – «тишина полуснов»;
- риторический вопрос – «…уж не тогда не встретились…?»;
- ряды однородных с членов предложения – «глухой, бессонной», «неведомый, бескрылый, страшный»;
- антитезы – «прошли года, а (но) память … сильна», «царила …, но не смежились…» – расположенные рядом, они усиливают друг друга;
- религиозную лексику – «душа», «моленье», «безбожно»;
- оксюморон – «враждебный друг», «двуликий наперсник».
Цепочка слов, построенных по одному принципу – «неясный, невнятный, неведомый» – нагнетает напряжение.
Стихотворение – размышление пронизано сомнениями лирического героя по поводу своего человеческого предназначения. Символизм произведения заставляет задуматься, он позволяет создать приращение смыслов, сформулировать авторский посыл – необходимость чуткого восприятия действительности и недопустимость равнодушия.