Как писать стихи

«Парад в сорок первом» Ю. Друнина


«Парад в сорок первом» Юлия Друнина

Наверное, товарищи, не зря,
Любуясь шагом армии чеканным,
Всегда припоминают ветераны
Другой — суровый — праздник Октября.
Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война —
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удлиненной головой.
Терзали тело Подмосковья рвы,
Убитых хоронил снежок пушистый,
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
А батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты!
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленно головой!
Кто может победить такой народ?..

Не забывайте сорок первый год!

Анализ стихотворения Друниной «Парад в сорок первом»

Перед читателем стихотворение Юлии Друниной «Парад в сорок первом». Оно было написано поэтессой в 1963 году, когда давно уже отгремели салюты в честь Великой победы, когда воспоминания о перенесённых лишений и страданиях понемногу истираются из людской памяти. Но это произведение снова возвращает нас в те страшные годы. Более того, оно переносит читателей в самое страшное время – начало войны. Попробуем понять, что же хотела донести до своих читателей Юлия Владимировна, о чем важном поэтесса хотела потомкам.

О том, что автор действительно стремится что-то сообщить своим читателям, говорят слова, с которыми Юлия Владимировна обращается к ним: «Наверное, товарищи, не зря…»

Это формально-советское, но вместе с тем пылкое и адресованное к каждому лично, воззвание сразу привлекает внимание. Первые строки произведения переносят нас в май. Вместе с автором читатель видит, как гордо маршируют солдаты по Красной площади, и неизменный трепет охватывает каждого зрителя этого торжественного действа. Но тут наш взгляд останавливается на тех, кто словно перенёсся в прошлое и наблюдает другой парад – совсем не праздничное шествие советских войск в октябре 1941 года.

Это сейчас на параде маршируют великолепные полки, одетые в безупречные мундиры, со сверкающим оружием в руках. Солдаты чеканят шаг, чтобы, продемонстрировав мощь русской армии, вернуться потом всё же в мирную жизнь. Тогда же в сорок первом по Красной площади шагали простые окопные бойцы, в тот же день отправившиеся навстречу смерти. Состояние солдат и всех тех, кто наблюдал за шествием, поэтесса передала иносказательно:
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война —
Усталая, в простреленной шинели.

Этот приём – иносказание – очень точно показывает, что происходило тогда. Наша родина, точнее её столица, предстаёт в произведении живым существом:
Терзали тело Подмосковья рвы,
Убитых хоронил снежок пушистый.
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.

То, что у этого изнурённого вражеским наступлением существа хватает сил, чтобы не только устоять, но и устроить торжественный парад, поражает поэтессу. Чтобы показать, какое ошеломительное это событие, Юлия Владимировна одушевляет предметы:
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленной головой…

В стихотворении встречаются рефрены. Словно припев в песне, автор повторяет в конце первую строфу. Это напоминает читателям о том, насколько важен был этот парад для всех советских людей. Как воодушевил он тех, кто готов был уже пасть духом, и сплотил в стремлении выстоять и победить. Это стихотворение показывает, что даже если событие кажется неправильным, вселяет тревогу, как парад холодной осенью сорок первого, оно всё равно имеет глубокий смысл и помогает в трудных условиях.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах