Как писать стихи

«Пламя» К. Бальмонт


«Пламя» Константин Бальмонт

Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови.
Любить? — Любя, убить — вот красота любви.
Я только миг люблю — и удаляюсь прочь.
Со мной был ясный день — за мной клубится ночь.

Я не люблю тебя. Мне жаль тебя губить.
Беги, пока еще ты можешь не любить.
Как жернов буду я для полудетских плеч.
Светить и греть?.. — Уйди! Могу я только жечь.

Анализ стихотворения Бальмонта «Пламя»

Стихотворение-заклинание, своеобразная притча, вошедшее в сборник «Зарево зорь», носит название «Пламя». Это произведение было опубликовано в издании «Еженедельные литературные и популярно-научные приложения» к журналу «Нива» в 1911 году. Написано же оно было во время путешествия по Египту и другим странам Азии и Африки. Поэтому это стихотворение можно читать как загадку, выискивая в нем различные символы и отсылки.

Произведение не разделено на строфы, благодаря чему повествование плавно течет из строки в строку, увлекая читателя глубже в таинственную атмосферу языческого храма. Из текста стихотворения не ясно, какому именно божеству посвящено это место, но то тут, то там можно заметить символы. Например, во фразе «мир загадан и разгадан» видится намек на египетского Сфинкса, который по легенде предлагал решить своим жертвам головоломки.

Согласно сюжету стихотворения, в некоем храме совершается молитва. Двое возжигают ладан, и его синее пламя пробуждает бога, который говорит с богомольцами:
Мой молельник, мой святитель,
Я с тобою говорю.

Этот образ может также быть воспринят как своеобразное бальмонтовское видение неопалимой купины. Как и библейский бог, передавший Моисею свою волю вывести его народ из Египта, так и пламенный бог поэта взывает к лирическому герою. Он дает герою завет:
К светлой цели поспеши.
Что задумал, то случится.

Бальмонтовское божество вдохновляет героев жить полной жизнью, стремиться к высокой мечте и воплощать дерзкие замыслы, обещая, что счастье будет сопутствовать смелым. В этом образ говорящего из пламени бога близок и к древнегреческому герою Прометею.

Пламя выступает как символ жизни. Поэтому-то оно имеет не обычный для огня красный или желтый цвет, а переливается разными оттенками небес. Огонь предстает то как «пламя голубое», то синее, то как «синий-синий ладан». Это указывает на небесное происхождение и бога, и жизни, и человека, ведь именно он зажигает священный огонь на алтаре. Также вероятно, что синий цвет указывает индийских божеств, чей оттенок кожи традиционно характеризуется как небесный.

Если рассматривать сюжет произведения с иного ракурса, то окажется, что оно наполнено чувственными образами. Автор заостряет внимание на том, что героев двое, и пламя рождается между ними:
Вас, лелейных, в храме – двое.

Здесь использован неологизм «лелейный», по-видимому, образованный от слова «лелеять», таким образом, огонь рождается из любви, ласк героев. Поэтому автор называет то, что происходит в храме плясками и «ловитвами», то есть любовными играми между мужчиной и женщиной. В этом таинстве зарождаются творческие замыслы, стихи и новая жизнь.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах