Как писать стихи

«Судьба» Ф. Сологуб


«Судьба» Федор Сологуб

Родился сын у бедняка.
В избу вошла старуха злая.
Тряслась костлявая рука,
Седые космы разбирая.

За повитухиной спиной
Старуха к мальчику тянулась
И вдруг уродливой рукой
Слегка щеки его коснулась.

Шепча невнятные слова,
Она ушла, стуча клюкою.
Никто не понял колдовства.
Прошли года своей чредою,-

Сбылось веленье тайных слов:
На свете встретил он печали,
А счастье, радость и любовь
От знака темного бежали.

Анализ стихотворения Сологуба «Судьба»

Стихотворение «Судьба» (Родился сын у бедняка…) было написано Федором Кузьмичом Сологубом (1863–1927) 15 декабря 1889 года. Рукописная версия состояла из семи четверостиший, но в сборник «Стихи. Книга первая» 1896 года произведение попало в сокращенном виде.

Версии стихотворения различаются между собой только количеством деталей, но сюжет произведений один и тот же. Место действия – бедняцкий дом. Только что здесь появился на свет ребенок. Однако автор, он же рассказчик, не спешит радоваться. Произойди это чудо в другом месте, он бы, вероятно, осветил это событие иначе, но обстоятельства требуют мрачных красок. Автор использует негативные эпитеты, чтобы подчеркнуть обреченность и безысходность момента: «старуха злая», «седые космы», «темный знак», «уродливой рукой».

Помимо родителей, повитухи и новорожденного в доме присутствует еще один персонаж. Это седая старая женщина с клюкой. Этот знакомый всем по народным сказкам образ колдуньи, однако здесь он предстает в иной ипостаси. Эту ведьму никто из героев не видит, хотя она стоит близко-близко и даже прикасается своей иссохшей рукой к щеке младенца. Так происходит потому, что старуха эта – сама судьба, которая определяет путь человека в жизни. Так, нашептав что-то над ребенком, она уготовила ему путь безрадостный и полный лишений.

Эта печальная история занимает всего четыре строфы. Рифма и размер просты: четверостишия имеют форму abab и написаны четырехстопным ямбом. Стихотворение лишено сложных оборотов, имеет простую лексику без изысков. Единственное необычное слово — устаревшее «чреда», то есть череда, порядок. Даже какого-либо вывода в произведении нет. Читатель может удивиться, за что же маленькому герою выпала такая незавидная участь. Почему страшная седовласая женщина пришла именно к нему?

Чтобы понять это, нужно вспомнить, что автор стихотворения принадлежит к литературной группировке символистов. Поэтому образы, содержащиеся в произведении, нужно понимать как отсылки и намеки. Вся картина, предстающая перед читателем, может быть истолкована как символ. Во времена поэта у выходца из нищей среды не могло быть счастливой доли, поэтому злая ведьма приходит именно в дом бедняка. Кроме того, на ум приходит сюжет сказок о спящей царевне, где феи желают новорожденной принцессе всевозможных благ. Такие волшебницы никак не могли бы попасть в скромную избу героев произведения, чтобы одарить их доброй судьбой.

Таким образом, стихотворение иносказательно указывает на мрачную действительность, в которой живут многие люди, которым непосчастливилось родиться в бедности. Известно, что поэт вообще считал земное существование мучительным. Именно поэтому судьба и предстает в произведении в качестве ведьмы, а не прекрасной феи.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах