«Антоний» В. Брюсов
Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времен,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.Боролись за народ трибуны
И императоры – за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил – страсть!Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, –
И перевесила любовь!Когда вершились судьбы мира
Среди вспененных боем струй, –
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.Когда одна черта делила
В веках величье и позор, –
Ты повернул свое кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб, любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель – за тебя!О, дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой!
Апрель 1905 г.
Сборник «Stephanos», раздел «Правда вечная кумиров».
Анализ стихотворения Брюсова «Антоний»
Личность римского политика Марка Антония заинтересовала Валерия Брюсова, когда тот был ещё юношей. В 1894 году поэт сделал первые наброски к стихотворению, посвящённому этой исторической персоне, а в 1905 году свет увидело законченное произведение «Антоний».
Этот вариант стихотворения был создан в апреле 1905 года. В нём содержится семь четверостиший. Преобладает перекрёстный способ рифмования строк. Стихотворение написано классическим для русской поэзии четырёхстопным ямбом. Автор выступает в нём в качестве рассказчика, повествуя о жизни лирического героя Антония и обращаясь к нему на «ты».
В центре сюжета произведения – романтические отношения римского полководца с царицей Клеопатрой. Однако об этом читателю приходится догадываться самостоятельно, поскольку поэт почти не говорит открыто об этой любви. Мы не встречаем в тексте ни имени возлюбленной Антония, ни очевидных деталей, которые бы подтвердили эту мысль. Автор только один раз прямо указывает на эту связь, в последней строфе упоминая египетскую корму.
В этом стихотворении ярко проявляется талант Валерия как символиста. С помощью образов-намёков мы можем восстановить историю отношений Антония и Клеопатры. Уже в начальной строфе встречаем эпитет «на закатном небосклоне». Он отсылает к историческому факту – римский политик действительно обрёл любовь уже на склоне своей славы. Из-за интриг соперников он потерял право занимать должность консула, а в военных кампаниях часто терпел неудачи, иногда из-за собственной самоуверенности и праздности. Однако это не способно сломить Антония. Поэт использует анафору, которая подчёркивает благородство героя:
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.
Но вот судьба награждает Антония самым роскошным в представлении Валерия Яковлевича даром – любовью. Всё в стихотворении буквально дышит восхищением этим чувством. Автор неоднократно противопоставляет многочисленные ценности – славу, власть, богатство, и возможность наслаждаться взаимностью избранницы. Здесь мы видим символы – «венец», «пурпур» (имеется в виду одеяние консула с широкой пурпурной каймой), «победный лавр», «скиптр вселенной», в которых заключена история римского могущества. И всё это Антоний готов отдать за поцелуй.
Последние две строфы представляют собой обращение к Любви. Поэт обращается к ней, как к высшей силе, упоминая такие атрибуты божественности как нимб, жертвы во славу божества. Он молит о жребии, подобном судьбе Антония.
Понятно, что образ полководца, возможно, чересчур романтизирован и далёк от реальности. Но с его помощью мы осознаём, какие ценности были главными для самого Валерия Яковлевича, и тем самым получаем возможность лучше понимать его творчество.