Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Апухтин, Анализ стихотворений

«Апрельские мечты» А. Апухтин

О. П. Есиповой

Хотя рассыпчатый и с грязью пополам
Лежит пластами снег на улице сонливой,
Хотя и холодно бывает по утрам
И ветра слышатся стесненные порывы,

Но небо синее, прозрачное, без туч,
Но проницающей, крепительной струею
И свежий пар земли, но редкий солнца луч,
Сквозящий трепетно в час полдня над землею, –

Всё сладко шепчет мне: «На родине твоей
Уже давно весны повеяло дыханье,
Там груди дышится просторней и вольней,
Там ближе чувствуешь природы прозябанье,

Там отсыревшая и рыхлая земля
Уж черной полосой мелькает в синей дали…
Из сохнувших лесов чрез ровные поля
Потоки снежные давно перебежали.

И сад, где весело ребенком бегал ты,
Такой же прелестью былого детства веет:
В нем всё под сладостным дыханьем теплоты
Стремительно растет, цветет и зеленеет».

Апрель 1856, Санкт-Петербург

Анализ стихотворения Апухтина «Апрельские мечты»

Стихотворение «Апрельские мечты» относится к раннему периоду творчества А. Н. Апухтина. Оно написано в 1856 году студентом училища правоведения, томившимся в рамках сухой юридической науки. Еще жива обожаемая мама, еще впереди вся жизнь, и она прекрасна.

Скромная северная весна заявляет все большие права, и все ее признаки отмечены талантливым поэтом. В рамках произведения с ним разговаривает сама природа – именно ее и цитирует лирический герой. Стихотворение будто пронизано светом и радостью.

Оно содержит следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «лежит снег», «на улице сонливой», «ветра слышатся … порывы», «небо синее, прозрачное», «редкий солнца луч», «на родине твоей», «весны повеяло дыханье», «бегал ты», «потоки снежные (талого снега)», «природы прозябанье» – позволяет выделять значение определенного, как правило, последнего слова в сообщении, и формирует рифму;
  • олицетворения – «сонливая улица», «стесненные порывы», «небо, луч, все шепчет», «сквозящий луч», «дыханье весны», «потоки перебежали», «дыхание теплоты» – поэт не может описывать животворящее влияние весны, не очеловечивая природных явлений;
  • эпитеты – «проницающая (глубоко проникающая), крепительная (укрепляющая) струя», «свежий пар (запах)», «синяя даль», «сладостное дыханье» – формируют яркие запоминающиеся образы;
  • многосоюзие – «хотя и лежит…, хотя и бывает…», «и холодно бывает и …слышатся», «но небо…, но луч, но все…» – позволяет разбить предложения на значимые фрагменты и интонационно выделить каждый из них;
  • синтаксический параллелизм – «там дышится вольней, там чувствуешь…, там земля … мелькает» – служит той же цели;
  • метафоры – «мелькает полосой», «сладко шепчет», «весело бегал», «веет прелестью», «лежит пластами», «бегал ребенком» – уподобляя явления по сходству действия и формы, наглядно изображают акварельные весенние пейзажи;
  • ряды однородных членов предложения – «синее, прозрачное, без туч», «растет, цветет, зеленеет» – также помогают воссоздать радостные весенние картины, придать образам цвет и форму;
  • умолчание, оформленное троеточием – «мелькает в синей дали…» – подчеркивает, что земля полностью освободилась от снега, а с нею – еще многое другое, о чем умалчивает автор, предлагая домыслить это читателю;
  • в тексте есть неправильное ударение – «груди дышится» – это продиктовано особенностями рифмовки.

Надо отметить, что выражение «прозябанье» в контексте речи не имеет отрицательной коннотации – оно означает просто «существование», «томительное ожидание перемен». Весна ассоциируется у поэта с детством природы – так стремителен и радостен рост всего живого.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах