«Асе (Те же – приречные мрежи…)» А. Белый
Те же – приречные мрежи,
Серые сосны и пни;
Те же песчаники; те же –
Сирые, тихие дни;Те же немеют с отвеса
Крыши поникнувших хат;
Синие линии леса
Немо темнеют в закат.А над немым перелеском,
Где разредились кусты,
Там проясняешься блеском
Неугасаемым – Ты!Струями ярких рубинов
Жарко бежишь по крови:
Кроет крыло серафимов
Пламенно очи мои.Бегом развернутых крылий
Стала крылатая кровь:
Давние, давние были
Приоткрываются вновь.В давнем – грядущие встречи;
В будущем – давность мечты:
Неизреченные речи,
Неизъяснимая – Ты!
Сентябрь 1916 г., Москва.
Сборник «Звезда» (1922).
Анализ стихотворения Андрея Белого «Асе»
В лирике Андрея Белого периода 1909–1918 гг. можно встретить множество стихотворений, названных одинаково – «Асе». Объясняется такое количество легко – в 1909 году поэт встретил свою музу, художницу Асю Тургеневу. Именно ей посвящены все эти трогательные восторженные произведения.
Одним из них является стихотворение «Асе (Те же – прибрежные мрежи…)». Оно было создано в сентябре 1916 года в Москве. Состоит оно из шести перекрёстно рифмованных четверостиший, написанных дактилем.
Изучая это произведение, можно заметить несколько художественных приёмов, использованных автором с целью усилить впечатление читателя. Например, в первом четверостишии мы можем обнаружить анафору, аллитерацию и ассонанс. Поэт повторяет слова «те же» в начале нечётных строк, и это заставляет читателя почувствовать, как однообразен пейзаж, описываемый автором. Часто попадаются в тексте слова с шипящими согласными «ж», «ч», «с». Такие звуки напоминают шуршание травы, жужжание насекомых в жаркий и сухой летний полдень. Эту картину дополняют повторяющиеся гласные «е» и «и» в словах «серые», «сирые», «дни», «пни», своей протяжностью усиливающие ощущение пустоты и безнадёжности.
Во второй и начале третьей строфы ощущение безысходности продолжает нарастать. Набирает силу треск высохших растений, обозначенный в аллитерациях в словах «отвеса», «синие», «кусты», «перелеском». Ещё более пронзительными становятся ассонансы. Настоящий нетерпеливый звон замершего в напряжении воздуха слышится в повторяющихся «и», «е», «н», «м»: «немеют», «немо», «темнеют», «немым». Своеобразная игра звуков в выражениях «синие линии леса» указывает на монотонность окружающей природы.
Но вот уже третья строфа взрывается движением, цветом и симфонией звуков. Наступление нового дня ознаменовано раскатами, звучащими в сочетаниях согласных «ск», «ст» («блеском», «струями», «стала»). В строки врываются эффектные образы, наполненные блеском, сверканием драгоценных камней. «Неугасимый блеск» и «струи ярких рубинов» – так описывает автор появление нового элемента в картине мира. Но что это за существо?
Поэт обращается к этому явлению «Ты». Именно так, с большой буквы, при этом эпитеты, которые он применяет по отношению к своему адресату, приводятся в женском роде. То есть, речь идёт о женщине? Вероятнее всего да, но в этом образе видится и намёк на солнце. Думается, автор использует двойной символ – его возлюбленная, величественное светило, вошла в его серую-сирую жизнь и преобразила её своим ярким сиянием.
В последующих строфах поэт с помощью эффектных выражений («крылатая кровь», «крыло серафимов», «неизъяснимая Ты») показывает, какие чувства рождает в нём его солнцеподобная избранница. Таким образом, это произведение можно назвать выразительным и полным возвышенной страсти признанием в любви.