«Бальмонту (В золотистой дали…)» А. Белый
В золотистой дали
облака, как рубины, –
облака как рубины, прошли,
как тяжелые, красные льдины.Но зеркальную гладь
пелена из туманов закрыла,
и душа неземную печать
тех огней – сохранила.И, закрытые тьмой,
горизонтов сомкнулись объятья.
Ты сказал: «Океан голубой
еще с нами, о братья!»Не бояся луны,
прожигавшей туманные сети,
улыбались – священной весны
все задумчиво грустные дети.Древний хаос, как встарь,
в душу крался смятеньем неясным.
И луна, как фонарь,
озаряла нас отсветом красным.Но ты руку воздел к небесам
и тонул в ликовании мира.
И заластился к нам
голубеющий бархат эфира.
Апрель 1903 г., Москва.
Сборник «Золото в лазури» (1904). Раздел «Золото в лазури».
Анализ стихотворения Андрея Белого «Бальмонту»
Первое же стихотворение сборника «Золото в лазури» А. Белого посвящено знаменитому русскому символисту К. Д. Бальмонту. Собственно, оно так и называется – «Бальмонту». Именно этот поэт оказал наибольшее влияние на становление самого Андрея Белого. Даже название сборника – это дань уважения великому вдохновителю, ведь эта фраза является отсылкой к поэтическому циклу Бальмонта «Будем как Солнце».
Это произведение, как указано в сборнике, было написано в Москве в апреле 1903 года. Интересно, что именно в этом году поэт познакомился со своим кумиром. Стихотворение состоит из шести перекрёстно рифмованных четверостиший. Размер – анапест, причём неровный – в разных строках встречается то по две, то по три стопы.
«Бальмонту» представляет собой сложную, полную отсылок оду. Но не самому Константину Дмитриевичу, а скорее тому поэтическому образу, который был им создан. Протагонист в произведениях Бальмонта – это великое существо, подобное богам и стихиям; в стихотворениях он часто фигурирует как Поэт с большой буквы. Этот-то лирический герой и вызывает восхищение Андрея Белого. Именно о нём, как представляется, идёт речь в насыщенном символами стихотворении.
Первая же строфа встречает читателя необыкновенным пейзажем. Под пером талантливого поэта закат превращается в россыпь драгоценностей. Окрашенное тёплыми лучами солнца небо получает эпитет «золотистая даль», а облака автор уподобляет сверкающим рубинам, усиливая это сравнение рефреном. Здесь присутствует ещё одно сравнение – облака напоминают глыбы льда, которые тоже похожи на самоцветы с прозрачными гранями.
Но вот сияние заволокло туманом. Автор пишет, что душа сохранила печать прежнего великолепия. Этот образ можно истолковать так: человеческая душа обладает естественным даром чувствовать красоту, но под влиянием обстоятельств это свойство может ослабнуть или даже угаснуть совсем.
И вдруг появляется герой, способный напомнить людям об их родстве с мирозданием. Поэт называет его на «ты», вкладывая в его уста пламенный призыв:
Ты сказал: «Океан голубой,
ещё с нами, о братья!»
Это обращение содержит намёк на стихотворение К. Д. Бальмонта «Воззванье к океану», в котором тоже звучит мысль о единстве всего сущего, нерушимой связи человека и стихий.
Несмотря на сопротивление враждебных сил, охарактеризованных эпитетом «древний хаос» и ярким сравнением «луна, как фонарь», герой ведёт своё племя (эпитет «задумчиво грустные дети») к свету и чистому сиянию небес. Стоит обратить внимание, как поэт противопоставляет две силы. Опасность исходит от ночного светила, поэтому лунный свет окрашен зловещим красным цветом. Небеса (возможно, речь идёт о рае) же обозначены, как «голубеющий бархат эфира». Этот образ, несомненно, кажется более привлекательным и успокаивающим.
Таким образом, протагонист стихотворения напоминает о Данко или Прометее, т. е. о героях, показывающих затерявшимся в тумане людям верный путь и возвращающих надежду на счастье.