«Белые стихи (Рембо в Париже)» Д. Самойлов
Рано утром приходят в скверы
Одинокие злые старухи,
И сердитые пенсионеры
На скамейках читают газеты.
Здесь тепло, розовато, влажно,
Город заспан, как детские щеки.
На кирпично-красных площадках
Бьют пожарные струи фонтанов,
И подстриженные газоны
Размалеваны тенью и солнцем.В это утро по главной дорожке
Шел веселый и рыжий парень
В желтовато-зеленой ковбойке.
А за парнем шагала лошадь.
Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь –
Лошадь розовая и голубая,
Как дессу незамужней дамы,
Шея – словно рука балерины,
Уши – словно чуткие листья,
Ноздри – словно из серой замши,
И глаза азиатской рабыни.Парень шел и у всех газировщиц
Покупал воду с сиропом,
А его белоснежная лошадь
Наблюдала, как на стакане
Оседают озон с сиропом.
Но, наверно, ей надоело
Наблюдать за веселым парнем,
И она отошла к газону
И, ступив копытом на клумбу,
Стала кушать цветы и листья,
Выбирая, какие получше.
– Кыш! – воскликнули пенсионеры.
– Брысь! – вскричали злые старухи. –
Что такое – шляется лошадь,
Нарушая общий порядок! –
Лошадь им ничего не сказала,
Поглядела долго и грустно
И последовала за парнем.Вот и все – ничего не случилось,
Просто шел по улице парень,
Пил повсюду воду с сиропом,
А за парнем шагала лошадь…Это странное стихотворенье
Посвящается нам с тобою.
Мы с тобой в чудеса не верим,
Оттого их у нас не бывает…
1958 г.
Анализ стихотворения Д. Самойлова «Белые стихи»
Стихотворение, написанное в 1958 году, наверняка навеяно переводами из Рембо. Об этом не говорится прямо, но читается между строк, что место действия – благословенная Франция. Произведение написано белым стихом, не имеющим рифмы, но обладающим определённым размером. В нем описана гипотетическая ситуация появления весельчака с белой лошадью в большом городе с его размеренной жизнью, затхлым буржуазным благополучием, в котором все благопристойно и регламентировано.
Ряд слов нуждается в комментариях. Дессу (десу) – нижнее женское бельё. Рантьер (рантье) – буржуа, человек, живущий за счёт ренты, то есть доходов, получаемых с капитала. В стакане с газировкой не может быть ничего, кроме воды и растворенного в ней углекислого газа. Но длинное название невозможно вставить в строку, не нарушив гармонии стихотворного размера.
В стихотворении с каждой деталью прямого смысла сопряжена определённая деталь переносного, а цвета становятся колористическими характеристиками и помогают автору отобразить картину мира. Их неожиданное сочетание придает свежесть образам, создает не только зримую картину, но и настроение. Голубой цвет – символ непостижимого, чудесного, а розовый – символ спокойной, счастливой жизни. Нежные цвета лошадиной масти лошади отсылают читателя к интимному, сокровенному, тому, что открыто не каждому: не зря автор упоминает о десу.
Мудрая снисходительная лошадь розовая, голубая, белоснежная, но всегда прекрасная. Рыжий парень – отсылка к чему-то нестандартному, выходящему из ряда вон, яркому. И воображаемый ковбой (символ степной вольницы, абсолютной свободы) становится возмутителем спокойствия. Веселый парень верит в чудо (он и сам чудо) в отличие от чопорных старух и чинных пенсионеров, забывших, что такое радость жизни. Любовь персонажа к сладкой газировке сближает его с ребенком. Непривычность, но естественность поведения парня и лошади становится вызовом для одиноких пожилых горожан, олицетворяющих жесткость, предельную закрытость, которых никто не любит. Они потому и выходят в скверы рано утром, что дома их никто не ждет.
Поэт призывает нас воспринимать как подарок судьбы каждый день, считать его подаренным судьбой маленьким чудом. Стихотворение посвящено тем, кто с легкостью выходит из предложенных рамок, кто способен к полету фантазии и полной открытости миру.
Автор: Давид Самойлов