«Есть в дикой роще, у оврага…» А. Блок
* * * Есть в дикой роще, у оврага,
Зеленый холм. Там вечно тень.
Вокруг – ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
Цветы и травы покрывают
Зеленый холм, и никогда
Сюда лучи не проникают,
Лишь тихо катится вода.
Любовники, таясь, не станут
Заглядывать в прохладный мрак.
Сказать, зачем цветы не вянут,
Зачем источник не иссяк? –
Там, там, глубоко, под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
3 ноября 1898 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Ante Lucem» (1898–1900).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Есть в дикой роще, у оврага…»
Стихотворение датируется ноябрем 1898 года. Оно написано восемнадцатилетним поэтом, пережившим первую юношескую влюбленность в зрелую женщину.
Первый его жизненный опыт трансформировался в чудесные поэтические строки, полные символов и проникнутые тонким лиризмом. Мрак, создаваемый зеленым холмом – душа лирического героя, который ассоциируется с автором, вместилище скорби. Но неувядающие цветы и неиссякающий источник символизируют ожидание счастья, надежды на будущее. Страдания глубоко спрятаны в тайники души лирического героя, но не забыты. Иными словами, страдания похоронены, а на их символической могиле – цветы вечной памяти.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «есть холм», «ручья влага», «катится вода», «лежат страдания мои», «цветы твои» – она придает изложению черты высокого стиля, торжественность;
- эпитеты – «дикая роща», «живая влага», «прохладный мрак», «вечные слезы»;
- эллипсис – «вокруг – (него) влага … нагоняет …» – придает тесту объемность, стереоскопичность, зримую конкретику;
- олицетворения – «влага нагоняет», «питая страдания», «лежат страдания» – очеловечивают чувства лирического героя, делают их понятными читателю;
- метафоры – «нагоняет журчаньем», «питая слезами» – связаны с водой как символом непостоянства;
- анафору – «зачем не вянут, зачем не иссяк» – она позволяет сконцентрировать на внимание причине, которая изложена ниже;
- лексический повтор – «там, там, глубоко» – это еще один акцент на страданиях как источнике слез, питающих цветы;
- обращение – «Офелия»;
- риторический вопрос – «Сказать, зачем не вянут?» – сокращает дистанцию между автором и читателем, вовлекают его в доверительный разговор;
- риторическое восклицание – «Там … страдания мои!..» – придает ноты патетики;
- контекстуальные антонимы – «овраг – холм» – поэтическая отсылка к высоким и низменным чувствам, отражающим жизнь во всей ее полноте.
Автор также использует вопросно-ответную форму изложения.
Безвременно погибшая Офелия, ставшая жертвой обстоятельств – кроткая героиня трагедии Шекспира, символизирующая печаль и страдания. Потеряв рассудок, она бродит с букетиками цветов, предлагая их окружающим и напевая на первый взгляд бессмысленные песни. Отсылая читателя к образу Офелии, поэт дает понять, что остался непонятым, как утратившая любовь и осиротевшая девушка.