«Бессонница» П. Вяземский
В тоске бессонницы, средь тишины ночной,
Как раздражителен часов докучный бой.
Как молотом кузнец стучит по наковальной,
Так каждый их удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет,
И с каждым боем всё тоска моя растет.
Часы, «глагол времен, металла звон» надгробный,
Чего вы от меня с настойчивостью злобной
Хотите? Дайте мне забыться. Я устал.
Кукушки вдоволь я намеков насчитал.
Я знаю и без вас, что время мимолетно;
Безостановочно оно, бесповоротно;
Тем лучше! И кому, в ком здравый разум есть,
Охота бы пришла жизнь сызнова прочесть?
Но, скучные часы моей бессонной пытки,
В движениях своих куда как вы не прытки,
И, словно гирями крыло обременя,
Вы тащитесь по мне, царапая меня.
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных,
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму,
Мерещится глазам и грезится уму!
Грудь давит темный страх и бешеная злоба,
Когда змеи ночной бездонная утроба
За часом час начнет прожорливо глотать,
А сна на жаркий одр не сходит благодать.
Тоска бессонницы, ты мне давно знакома;
Но всё мне невтерпеж твой гнет, твоя истома,
Как будто в первый раз мне изменяет сон,
И крепко-накрепко был застрахован он;
Как будто по ночам бессонным не в привычку
Томительных часов мне слушать перекличку;
Как будто я и впрямь на всероссийский лад
Спать богатырским сном всегда и всюду рад,
И только головой подушку чуть пригрею –
Уж с Храповицким речь затягивать умею.
<1861>
Анализ стихотворения Вяземского «Бессонница»
Стихотворение П. А. Вяземского «Бессонница» написано в 1861 году, в пору, когда поэт делал успешную карьеру при дворе – 50-летие его литературной деятельности было отмечено торжествами.
Стихотворение явно написано человеком, хорошо знакомым с предметом – с этим согласится любой страдающий от бессонницы человек. Об этом говорят метко подобранные эпитеты – «бессонная пытка», «дикие думы», «жаркий одр (постель)», «бешеная злоба», «ночная змея», «всероссийский лад», «богатырский сон».
Мрачное, депрессивное настроение автора отражает выбор соответствующих лексических средств – «докучный (надоедливый) бой раздражителен», «удар тяжелый и печальный», «звон надгробный», «злобная настойчивость», «скучные часы … пытки», «чудовищные картины», «безобразные видения», «темный страх и бешеная злоба», «невтерпеж … гнет», «томительные часы», а томительное беспокойство – антитеза «то вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму», инверсия – «все тоска моя растет», «кукушки вдоволь я намеков насчитал», «уж с Храповицким речь затягивать умею», «мне изменяет сон», «часов мне слушать перекличку».
Среди других средств художественной выразительности – сравнения – «как молотом…, каждый их удар», «тащитесь, словно гирями…обременя», перифраз – ненавистные автору часы – «глагол времен (в значении «звучащий голос времени»), металла звон», парцелляция – «Дайте мне забыться. Я устал», риторические восклицания – «Тем лучше!», «И сколько диких дум…грезится уму!», риторические вопросы – «Чего вы от меня … хотите?», «И кому… охота бы пришла жизнь сызнова прочесть?» Автор один, поэтому ответа ждать бесполезно.
Вначале автор олицетворяет часы, обращаясь к ним как к своему ночному мучителю, затем переключается на философские размышления о времени вообще, перед поэтом проходят картины пережитого, он сетует, что не может притерпеться к мукам вынужденного ночного бдения. А оно провоцирует игру поэтического воображения, создает новые овеществленные образы – «грудь давит …страх и …злоба», «часы тащатся», здесь и очень яркий образ – глотающая часы (в значении «время») утроба ночной змеи.
Лексический повтор – «тоска бессонницы» – позволяет автору выделить ключевые слова, точнее описать свои ощущения. Этот же оборот является одной из удачно подобранных метафор, в числе которых – «по сердцу бьет», «намеки кукушки (звуки, издаваемые часами с кукушкой) », «благодать сна».
В тексте имеется авторский неологизм «наковальная» – искаженное «наковальня», просторечное «сызнова (снова)». Оборот «пригреть подушку» буквально означает «согреть подушку своей головой, пролежать какое-то время». Устаревший оборот «куда как (очень)…не прытки (резвы, проворны)» – синоним слова «медлительны». Шутливый фразеологизм «затягивать речь с Храповицким» означает «крепко засыпать, спать с храпом».
Возможно, появление этого литературного шедевра спровоцировала нервная болезнь, который поэт на момент написания страдал около сорока лет. Не будем также забывать, что Петру Андреевичу было шестьдесят девять лет, он пережил смерти семерых детей, гонения в литературной среде и нес тяжелейший груз служебной ответственности.