Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Благовонная ночь, благодатная ночь…» А. Фет

* * *

Благовонная ночь, благодатная ночь,
Раздраженье недужной души!
Всё бы слушал тебя – и молчать мне невмочь
В говорящей так ясно тиши.

Широко раскидалась лазурная высь,
И огни золотые горят;
Эти звезды кругом точно все собрались,
Не мигая, смотреть в этот сад.

А уж месяц, что всплыл над зубцами аллей
И в лицо прямо смотрит, – он жгуч;
В недалекой тени непроглядных ветвей
И сверкает, и плещется ключ.

И меняется звуков отдельный удар;
Так ласкательно шепчут струи,
Словно робкие струны воркуют гитар,
Напевая призывы любви.

Словно всё и горит и звенит заодно,
Чтоб мечте невозможной помочь;
Словно, дрогнув слегка, распахнется окно
Поглядеть в серебристую ночь.

28 апреля 1887 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск третий» (1888).

Анализ стихотворения Фета «Благовонная ночь, благодатная ночь…»

К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что «ночью как-то вольнее дышать мне». В другом говорит: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью…». В лирике Фета ночь не ассоциируется с чем-то страшным, трагическим. С наступлением темноты человек получает возможность приобщиться к тайнам бытия, начать жить полной жизнью, острее почувствовать красоту окружающего мира, его сердце наполняется любовью.

Картина ночи, выполненная в импрессионистическом стиле, предстает перед читателями в стихотворении «Благовонная ночь, благодатная ночь…», написанном в 1887 году. Стремясь как можно более полно представить внутренний мир лирического героя, Фет создает череду ярких образов посредством оригинальных средств художественной изобразительности. Образы эти не требуют развернутого толкования. Их необходимо воспринимать, словно отдельные звуки, создающие единое музыкальное произведение. Для Афанасия Афанасиевича главное – передать настроение, мимолетные эмоции, возникающие при созерцании окружающего пейзажа.

Ощущения и переживания лирического героя раскрываются через описание картины мироздания. Не случайно Фет использует большое количество сравнений. Они призваны не просто украшать текст и делать его более выразительным. С их помощью демонстрируется глубинная связь между недужной (больной, испытывающей недомогание) душой героя и состоянием природы. Подобные сопоставления в литературоведении иногда называют сравнениями-метафорами. Встречаются они не только в творчестве Фета, но также в лирике Тютчева, у символистов и других авторов нового времени.

В первой строфе стихотворения «Благовонная ночь, благодатная ночь…» используется интересный оксюморон: «…в говорящей так ясно тиши». Ночную тишину поэт воспринимал как необходимое и едва ли не самое важное условие для постижения глубинных законов мироздания. Кроме того, она дарит возможность ощутить сопричастность космосу, в некотором смысле слиться с бесконечной и многовековой Вселенной. При этом тишина в стихотворении Фета не абсолютна. Ночь наполнена различными звуками – «ласкательно шепчут струи», «все горит и звенит заодно». Кажется, что именно земные чувства, в первую очередь, любовь, не позволяют лирическому герою полностью раствориться в ночи и познать тайны бытия.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 20 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах