«Крест на скале» М. Лермонтов
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниёт он и гнётся от бурь и дождей.И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далёких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!
<1830>
Анализ стихотворения Лермонтова «Крест на скале»
Нечасто авторы используют в своих стихотворениях простую парную рифму. Если она и присутствует, то в качестве выразительной вставки в основном тексте, написанном с применением перекрёстных или кольцевых конструкций. Однако это не значит, что парное рифмование – слишком простой и скучный приём. Доказательством этого является стихотворение М. Ю. Лермонтова «Крест на скале». Его строфы рифмуются попарно, что не умаляет художественной ценности произведения.
Предположительно, стихотворение было создано в 1830 году. Точнее определить не представляется возможным, так как поэт не оставил подписи. Правда, сохранилась копия с надписью «M-lle Souchkoff», однако остаётся неясным, какой именно мадемуазель Сучковой это предназначалось, ведь среди знакомых Михаила Юрьевича было несколько дам, носивших такую фамилию.
Подобно тому, как окутано ореолом таинственности создание стихотворения, его сюжет также производит впечатление загадочной многозначительности. Автор, выступая в роли рассказчика, повествует о далёкой скале. Никому не под силу взойти на её вершину, которая, однако, увенчана мрачным символом смерти – деревянным крестом. Поэт не раскрывает происхождение этого объекта, не объясняет, кто похоронен под ним. Хотя у читателя неизбежно возникнут вопросы, поскольку место охарактеризовано следующим образом:
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу…
Автор показывает, что крест возвышается там уже очень давно:
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далёких холмов.
Тем не менее, никто не знает, кто установил этот мрачный памятник. Поэт использует зловещие образы, чтобы нарисовать более выразительную картину. Читатель может представить, какое впечатление производит этот крест на того, кто его видит. В воображении вырастает поистине гигантское сооружение, когда мы читаем, что крест видно издалека. В тексте встречаются аллитерации с гулкими тяжёлыми звуками «г» («гниёт», «гнётся»), которые создают эффект эха от падающих со скал камней.
Представляется, что образ одинокого креста – это метафора поэта. Насыщая этот символ говорящими деталями, например, сравнивая части креста с руками, автор показывает, насколько велик этот герой:
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
Настоящий поэт превосходит всех окружающих, потому что он ближе к небесам. Потому-то он так недостижим. Как скала, до которой могут достать лишь ветры и птицы. Именно поэтому автор, говоря в последней строфе от первого лица, сообщает, что мечтает оказаться на этой скале, то есть, стать столь же великим творцом.