«Блаженство» А. Пушкин
В роще сумрачной, тенистой,
Где, журча в траве душистой,
Светлый бродит ручеек,
Ночью на простой свирели
Пел влюбленный пастушок;
Томный гул унылы трели
Повторял в глуши долин…Вдруг из глубины пещеры
Чтитель Вакха и Венеры,
Резвых Фавнов господин,
Выбежал Эрмиев сын.
Розами рога обвиты,
Плющ на черных волосах,
Козий мех, вином налитый,
У Сатира на плечах.
Бог лесов, в дугу склонившись
Над искривленной клюкой,
За кустами притаившись,
Слушал песенки ночной,
В лад качая головой.«Дни, протекшие в веселье!
(Пел в тоске пастух младой)
Отчего, явясь мечтой,
Вы, как тень, от глаз исчезли
И покрылись вечной тьмой?Ах! когда во мраке нощи,
При таинственной луне,
В темну сень прохладной рощи,
Сладко спящей в тишине,
Медленно, рука с рукою,
С нежной Хлоей приходил,
Кто сравниться мог со мною?
Хлое был тогда я мил!А теперь мне жизнь – могила,
Белый свет душе постыл,
Грустен лес, поток уныл…
Хлоя – другу изменила!..
Я для милой… уж не мил!..»Звук исчез свирели тихой;
Смолк певец – и тишина
Воцарилась в роще дикой;
Слышно, плещет лишь волна,
И колышет повиликой
Тихо веющий зефир…
Древ оставя сень густую,
Вдруг является Сатир.
Чашу дружбы круговую
Пенистым сребря вином,
Рек с осклабленным лицом:
«Ты уныл, ты сердцем мрачен;
Посмотри ж, как сок прозрачен
Блещет, осветясь луной!
Выпей чашу – и душой
Будешь так же чист и ясен.
Верь мне: стон в бедах напрасен.
Лучше, лучше веселись,
В горе с Бахусом дружись!»
И пастух, взяв чашу в руки,
Скоро выпил все до дна.
О могущество вина!
Вдруг сокрылись скорби, муки,
Мрак душевный вмиг исчез!
Лишь фиал к устам поднес,
Все мгновенно пременилось,
Вся природа оживилась,
Счастлив юноша в мечтах!
Выпив чашу золотую,
Наливает он другую;
Пьет уж третью… но в глазах
Вид окрестный потемнился –
И несчастный… утомился.
Томну голову склоня,
«Научи, Сатир, меня, –
Говорит пастух со вздохом, –
Как могу бороться с роком?
Как могу счастливым быть?
Я не в силах вечно пить».
– «Слушай, юноша любезный,
Вот тебе совет полезный:
Миг блаженства век лови;
Помни дружбы наставленья:
Без вина здесь нет веселья,
Нет и счастья без любви;
Так поди ж теперь с похмелья
С Купидоном помирись;
Позабудь его обиды
И в объятиях Дориды
Снова счастьем насладись!»
1814 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Блаженство»
Традиции античности были интерпретированы французскими авторами, наследие которых повлияло на становление пушкинского стиля раннего периода. Произведение, созданное и опубликованное в 1814 г., воспроизводит жизнерадостные интонации анакреонтической лирики.
В художественном пространстве «Блаженства» возникают фигуры условных персонажей: мирные пастухи, обитатели идиллических поселений, общаются с античными божествами. Весомая роль диалогического начала позволяет трактовать текст как сцену из пасторальной жизни.
Конфликты, способные нарушить всеобщую гармонию, относятся к сфере любовных переживаний. Минорное звучание ночной песни главного персонажа, молодого пастушка, вызвано охлаждением и неверностью нежной избранницы.
Тайным слушателем унылой мелодии становится Сатир, притаившийся неподалеку. Автор не описывает портрет пастушка, лишь указывает на его молодой возраст. Экзотическая внешность козлоногого героя изображается подробно: рога и волосы энергичного поклонника Бахуса обвиты розами и плющом, а за спиной он несет кожаный мешок.
Неунывающий и находчивый Сатир предлагает тоскующему юноше вино – средство, помогающее забыть печаль. Действия сопровождаются советом, согласующимся с тезисами эпикуреизма: даже оказавшись в беде, следует веселиться, а не горевать. Обещание, что прозрачная жидкость дарует душе ясность и чистоту, оказывается правдивым: забыв о сердечных мучениях, влюбленный погружается в счастливые мечты. Однако идея, утверждающая могущество вина, скоро опровергается лирическим сюжетом.
Персонажа не устраивают временные меры. Он желает стать счастливым наяву, а не забыться в призрачных видениях. Отчаявшийся пастушок обращается к Сатиру, видя в нем мудреца, авторитетного эксперта. В ответ звучит призыв следовать анакреонтической традиции, наслаждаться приятными мгновениями, проводить дни в радости и любви. Речь Сатира замыкают конкретные рекомендации: оставив обиды и примирившись с избранницей, герой снова станет счастливым.
Образ Сатира, выразителя философии жизненных наслаждений, появляется в произведении «Фавн и пастушка», датированном двумя годами позднее анализируемого текста. На этот раз седой мудрец и весельчак выручает безнадежно влюбленного Фавна. Забвение, принесенное вином, избавляет от сердечного томления, дарует покой и осознание быстротечности счастья.